Имя в культуре Анапы

Юлия Шаталова: «Организм сопротивляется отдыху!»

Она родилась на берегу Волги, но неуемная тяга к приключениям забросила ее в солнечную Анапу, о чем она не жалеет. Ее поджидали победы и поражения, но труд и тяга к знаниям, любовь к своему делу и людям, с которыми ей посчастливилось встретиться, смогли преодолеть все преграды. Сегодня в рубрике «Имя в культуре Анапы» заведующая ДК хут. Красный, художественный руководитель театральных коллективов «Лидеры» и «Маскарад», вокального ансамбля «Соловушки» и коллектива «Танцующие лучики» Юлия Владимировна Шаталова. Она поделится своими переживаниями, научит ладить с подростками и раскроет секрет неисчерпаемой энергии. Познакомимся с ней поближе.

- Юлия Владимировна, местные знают Вас как бессменную ведущую всех праздников, на подворье винодела в Атамани Вы одна из самых ярких хозяек. Заметная, обаятельная, смелая, находчивая. А какой Вас никто не знает?

У меня был такой период в жизни, когда пыталась что-то доказать кому-то, что я лучше, чем обо мне думают. Маме, школьной учительнице, друзьям, самой себе. С самого детства мечтала быть актрисой. Мне говорили: «Ты себя в зеркало видела?» Я тогда не понимала, что есть какие-то стандарты женской красоты, типаж какой-то. Видела себя в зеркало, не сильно комплексовала. Что не так во мне? Даже мама говорила, что с таким носом девочке тяжело жить. Ей казалось, что горбинка у меня. Я же считала и считаю, что нормальный у меня нос. С детства мне привили кучу комплексов, внушили, что я какая-то не такая. Было и было, но обида осталось, наверно, внутри. В 12 лет этому посвятила стихотворение.

Я себе задаю вопросы:

Где румяные щеки мои,

Где мои темно-русые косы,

Что до пола достать бы могли.

И себе отвечаю сама я:

«Пусть краса моя не та,

Но зато я точно знаю,

Есть в душе моей красота».

- В 12 и уже такие серьезные и точные строки. Писать не бросили?

Конечно, пишу и песни, и стихи, все сценарии мои от начала до конца. За мной кто-то постоянно записывает, чтобы не забыть, не потерять. Это моя прореха в жизни. У меня нет привычки что-то фиксировать. Также с документами, фотографиями. Подруга – руководитель ПМК «Дюна» - Алена Алексенко подарила альбомы и следит, чтобы я фотографии с мероприятий печатала и оформляла. Через бунт, бой пришла к тому, что документ это важно, это главное. Научилась вести документацию, вовремя все сдавать, подписывать.

Помню, у бабушки в Ульяновске сразу за забором был сосновый бор. Только с высоты прожитых лет понимаю, в какой сказке я родилась - междуречье, горы Жигулевские, какой там сладкий запах! Ночью уходила через окно в чащу, залезала на дерево и сочиняла, никто не нужен был.

- Теперь о самом главном. Как Вы шли к своей мечте стать актрисой?

- Параллельно с обычной школой ходила в школу искусств. Каждый день по пять уроков. Это было в г. Октябрьск Самарской области. На Волге. Там я прожила 23 года. После первой школы брала второй портфель и шла в другую на сольфеджио, музыкальную грамоту и литературу, мировую художественную культуру, фортепьяно, хор, хореографию. Приходила домой в семь часов, делала уроки. Качество, конечно, было разное. Математику списывать начала с шестого класса. Но в итоге школу окончила хорошо. По-другому быть не могло. Мама работала заучем – я соответствовала.

Сестру мою с пятого класса отпустили из этого ада, а мне сказали: «Нет! Учись. Потом спасибо скажешь». Думала, после учебы сожгу пианино. Но спасибо, конечно, говорю. Все, чему тогда научилась, помогает мне делать жизнь шире и глубже, раз ее нельзя сделать длиннее. С тех пор я углубляюсь и расширяюсь ежедневно. Потому что это не просто часть моей жизни – это вся моя жизнь. От начала и до конца. Как в семь лет я начала идти по этому пути, так и не перестаю.

Окончив школу искусств, я не вышла в чистое поле кричать, что, слава богу, свободна. В тот год в колледже искусств г. Сызрань открылось театральное отделение. Из 40 человек на место я поступила с первого раза. Скорее всего, из-за смелости. На экзамене по фортепиано играла Баха, но по-своему, потому что так чувствовала и половину забыла. Доиграла до конца. А на экзамене по актерскому мастерству без задней мысли спела песню «Во кузнице»: «Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок!». Вся комиссия хлопает, улыбается, смеется. Вышла и мне говорят: «Ты знаешь, как фамилия ректора нашего? Лопушенко! С ума сошла?»

А мне все равно было, как его звали. И потом, уже когда здесь мне двадцатипятилетней доверили провести встречу почетных гостей из Краснодара во время одно из первых фестивалей «Во славу Кубани, на благо России», не было ни капли страха. Все равно было на их чины, регалии, чем меньше боишься, тем лучше делаешь. Вручила им клубочек, и он их вел по городу мастеров.

- После такого поступления как пошла учеба?

- 1994 год – это было жуткое время. Я помню, педагог по сценической речи получала за нас девять рублей. Многие начинали отказываться от нашего курса. И чтобы его не распустить, так как мы были экспериментальным набором, нам добавили каждому по талантам какое-то еще дополнительное отделение. Нас готовили как будущих артистов местного драматического театра. Кроме театрального, училась на вокальном и дирижерско-хоровом отделении. С тех пор я так привыкла домой приезжать поздно и учиться каждый день. Не было выходных. Хореография, лыжи, фехтование, скачки – готовили еще и как киношников.

Когда не было денег, выходили на остановку, пели, играли. Насобираем – поедим. А в чем мы ходили! Иногда скотчем заклеивала сапоги, чтобы не развалились. И это было нормально.

Потом появилось сразу два вызова: выйти самой первой из класса замуж и не бросить учебу из-за ребенка. Все внушали, что замуж не выйду и куда мне вообще такой. Ах так! Пожалуйста! Вот увидите, я буду исключением. На четвертом курсе доучивалась уже с сыном. Даже в академ не уходила. Сейчас сыну моему старшему 22 года, мне 40 и у меня еще все впереди. Могу стать многодетной матерью, если захочу.

Сколько себя помню, постоянно обогащала знания, участвовала во всех конкурсах, часто побеждала, по-разному было. Даже поступила в самарский институт культуры. Но в связи с материальным вопросом, пришлось бросить. Желание было большое учиться, много амбиций, помню, долго жалела, плакала.

- Как потом в Анапу занесло?

- Понимала, что нужно уезжать. Октябрьск - дыра, «дырее» не бывает. Во времена перестройки у нас закрылись все предприятия. В каждой семье были алкоголики. Для меня тогда и сейчас самый большой страх – это зависимые люди. Там их было больше, чем здоровых.

И вот мне 23 года, уже пять лет работаю в ДК заведующей детским сектором, перевожусь на худрука, вся в планах. Мне тогда еще предложили путевку в Сочи. Я уже развелась, поняла, что поторопилась, да и муж, честно сказать, не знал даже кто такой Пушкин. К нам тогда приехал цирк, я помогала с организацией, собрала народ. Администратор цирка мне предложил поехать в Москву: «Чего ты тут сидишь, такая интересная, столько умеешь» Поехала. Сочи подождет, так там и не побывала. Объездили всю страну вдоль и поперек. Влюбилась, в Анапе поженились. Второй сын появился, когда уже работала в этом ДК. С тех пор 15 лет тут живу.

Анапа - чужой город, долго меня пережевывала. Я бралась за все. Очень часто замещала худруков ДК с. Цибанобалка. Сама тянула мальчишек. Работала в круглосуточном ларьке. Муж умер 6 лет назад. Было много плохого и хорошего, но я ему благодарна за 12 лет школы жизни.

- Удалось доказать, что самая образованная?

- За 15 лет прошла много курсов по режиссуре, драматургии, сценаристке. В 2017 голу окончила переподготовку в МПГУ, получила новую специальность «Преподаватель дошкольного общеобразовательного учреждения». Сейчас высокие требования, по которым с детьми может заниматься только педагог. В прошлом году поступила туда снова, только на факультет муниципального и государственного управления. Тоже пригодится. Учусь по ускоренной программе.

В этом году, спасибо Творческо-методическому центру, участвовала в краевом семинаре, но только не училась, а учила. Мне потом написали много отзывов студенты, организаторы сказали, что это был самый интересный, живой семинар. Именно на моем семинаре, участники дополнили свои знания по работе с детьми, подростками и молодежью. Они даже на перерыв не ходили, с 10 идо 16 часов сидели. Представила свои наработки, поделилась сценариями, секретами, как зацепить, что точно зайдет. У меня был такой опыт наставничества впервые. Я же практик, точно знаю, что молодежи нужно - стаж уже двадцать с лишним лет. Я с ними непосредственно общаюсь и работаю. От мала, до велика. Никогда не говорю им, приходите в клуб заниматься. Знаю, не придут они. Чем больше им в голову долбишь, приходи, делай как я, тем неохотнее они будут посещать. Это должно быть красной нитью, где-то за кадром, где-то 25 кадром.

- В работе с подростками, Вы наверняка ориентируетесь на собственных мальчишек.

- Да. От искусства они далеки, зато спортсмены. Младший – беймиксер. У него получается, приезжает с победами. Сам заработал на мотоцикл прошлым летом. У меня сердце когда-нибудь остановится, но понимаю, что ему нужен выплеск адреналина. Пусть лучше так: в синяках и с гипсом, пусть костыли не убираются, пусть мы частые гости у хирурга, но он занят чем-то, что ему нравится, не пойдет на улицу бездельничать, не попадет в беду. Он как я, если не выйду на сцену, не ввяжусь в конкурс, новую интригу культуры, с ума сойду.

Старший отучился уже в сельскохозяйственном университете, теперь зову вместе учиться в МПГУ.

- У Вас огромная занятость. В ДК хут. Красный заведующая, худрук в ДК с. Цибанобалка. Ведете четыре совершено разных коллектива. Как удается успевать?

- Это еще не все. У меня четыре работы. Седьмой год работаю в детском саду № 9 «Ягодка» в Чембурке музыкальным руководителем. Мы не только поем, но и театром занимаемся, и танцуем. Меня туда позвали, когда мой ребенок окончил детский сад. Согласились на мой график, что я до 10.00 у них. И еще 10 лет, этим не горжусь, пою в кафе при санатории «Парус». Зимой у меня три месяца передышки. После работы в ДК переодеваюсь, надеваю «маску», крашусь по ярче и еду песни петь. Каждое утро начинается с детей, а заканчивается - пенсионерами. Я им нравлюсь, мои любимые бабушки и дедушки печалятся, если вдруг замена, хотят только меня слышать. За день вижу весь цикл жизни. Ведут себя все примерно одинаково, только песни разные.

Валентина Васильевна (директор МБУК «Приморская ЦКС») одобрила график работы, чтобы без ущерба для всех участков выполнять свои обязанности. Чтобы я справлялась и тут и там. И я уже год работаю здесь заведующей и худруком в Домах культуры. Также праздники провожу, концерты, мероприятия знаковые. Мне не сложно быть везде – есть свой транспорт.

Успеваю все, потому что организм сопротивляется отдыху. На выходных сразу начинаю болеть всеми возможными болезнями. С самого утра температура, грипп, ангина. В понедельник на работу – здорова. Не могу просто лечь и смотреть телевизор. Если есть такие минутки, то обязательно рисую или читаю. Сплю по 3-4 часа, потому что в детстве мне сказали, что Цезарь, Наполеон и еще много великих людей спали мало. Решила, что должна быть круче.

Отдыхаю в процессе работы, когда вместе с детьми занимаюсь рукоделием. Для меня это не нагрузка. Летом на культурно-досуговую площадку не зову мастеров ДПИ.

Мечтаю, через много-много лет, когда меня наконец-то выгонят с работы (а сама я не уйду), открыть этнический теремок Бабы-Яги, чтобы продолжать заниматься любимым делом.

- Как не путаете, что с кем уже учили, что уже было? У вас столько ребят занимается.

- Так как я могу и петь, и танцевать, и делать постановки, и работать с малышами и с детьми с ОВЗ, то групп у меня хватает. Всему этому училась, подтверждая документально. Вокалисты у меня от 6 лет и до 17 лет. Их разбиваю на две группы. 5 групп в детском саду и еще «Танцующие лучики». Детсадовские детки ходят в «Соловушку», поэтому не имею права давать один и тот же материал. Песен знаю много по памяти, постоянно дополняю базу новыми. Знаю кучу флэшмобов, чтобы разогреть ребят.

Перед Новым годом совсем весело становится. Всегда прошу меня не поздравлять. Только представьте: 5 елок в детском саду, 4 здесь, 3-4 в Цибанобалке, плюс по всем хуторам – минимум 20 раз я всех поздравляю!

- Что больше всего любите в своей работе? Что считаете самым важным?

- Самое важное – это успехи моих детей, как большие таки маленькие. Недавно расплакалась. Говорю «Соловушкам»: «Я отвернусь, на вас не буду смотреть, а вы пойте, но вложите всю душу». Поворачиваюсь – реву. Песня тяжелая, сложная, объемная. Называется «Плакала звезда», о том, как рождается талант. Они меня тронули, спели так, как я просила, пусть интонационно не совсем чистенько, но искренно, с особым видением. Добиваюсь, чтобы шли мурашки, значит это оно, значит честно, значит, была правда. А то, что вышколено, вызубрено, я такие вещи не очень люблю и стараюсь не делать. Пусть оно будет хуже, но честно. Даже если жюри нас высоко не оценивает, мы собой довольны. Важно, чтобы дети понимали, что можно делать не лучше всех, а по-другому, но не хуже.

Еще занимается мальчик с заиканием, но когда поет это незаметно. Ему рекомендуют петь. Солнечных деток у меня 15. В их праздник – 21 марта – подготовили полноценный концерт. Очень горжусь всеми маленькими успехами своих деток. Чтобы им было комфортней на сцене, в планах приобрести проектор. Например, выступает кто-то сольно, а сзади символический видеоряд или заставка. И кино можно будет показывать.

Любое мероприятие стараюсь сделать запоминающимся. Всегда нахожу интересных людей, которые могут научить, увлечь. Очень повезло с коллективом. Даже самбисты, которые в клубе занимаются, и их тренер Александр Казанцев всегда поддерживают. У меня здесь почти коммунизм. Каждому по возможностям, каждому по потребностям. Аленка (руководитель МК «Дюна») собирает ребят, готовит зал. Я прибегаю, провожу мероприятия. Не зря на наши праздники приезжают со всех сел. Даже из Цибанобалки. На день хутора точно пришло 300 человек – это только по тарелкам каши.

Войти

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Купить билет