Имя в культуре Анапы

Михаил Архаров: «Хор - это мощь, величие, сила, и ты ее часть»

26 января, в ЦК «Родина» пройдет отчетный концерт Академического хора, посвященный третьей годовщине образования коллектива. В рубрике «Имя в культуре Анапы» руководитель хора Михаил Архаров расскажет, с чего все начиналось и поделится историей своего творческого пути.

Михаил Юрьевич Архаров родился 21 января 1978 года в Анапе. В 1991 году окончил ДШИ №1 по классу фортепиано. В 1995 году поступил в Регентскую школу при Московской духовной академии, которую окончил в 2000 году. С 2010 года – руководитель церковного хора, артист концертного муниципального духового оркестра под управлением В.Е. Степанова. С 2017 года – организатор и руководитель Академического хора.

Награжден Почетной грамотой главы муниципального образования города-курорта Анапа, а также грамотами и наградами краевых и всероссийских конкурсов и фестивалей.

На самом деле у него два хора – «Державный глас» прихода святого равноапостольного великого князя Владимира и Академический хор. Первый можно слышать в храме иконы Божией Матери «Державная», Академический хор украшает городские мероприятия и в этом году идет на присвоение звания «народный». Руководитель, а значит идейный вдохновитель, хранитель дружбы и сплоченности, скромно говорит о своих подопечных из Академического хора, но, как оказалось, для многих из них пение в хоре стало воплощением давней мечты.

Об «архаровцах»

- Изначально хор был любительским, церковным, на базе храма. И у меня появилась идея привлечь тех, кто хотел бы петь, но по каким-либо причинам не может. Нет музыкального образования, навыков, считают, что не умеют петь или никогда не пели.

Чтобы заявить о себе в мой день рождения дали отчетный концерт - показали, что в «Родине» появился новый коллектив, готовый принимать участие в мероприятиях высокого уровня. И теперь каждый год в ближайшее воскресенье к этой дате делаем отчетный концерт, показываем, чего достигли за год.

- Михаил Юрьевич, без хора уже нельзя представить себе рождественские мероприятия в Анапе. Как обычно проходит подготовка?

- Рождество – это же такой праздник всеобъемлющий, вселенского масштаба. Мимо него пройти не можем, можно сказать, к нему весь год и готовимся. Для хора он имеет большое значение. Подобрались люди в основном верующие. Вместе прекрасно трудимся. Планомерно, постепенно готовимся к Рождеству. Уже после отчетного концерта буду подыскивать новые колядочки, чтобы порадовать слушателя. Репертуар у нас широкий. Можем спеть на любой праздник, на все темы. В прошлом году выучили песню «Паломничество» - вторую часть хоровой кантаты «Наше Рождество» композитора Ариэля Рамиреса. Еще ее называют «Жаворонок» - заставка к передаче «В мире животных». Сначала сделал ее сложной, с гитарой, пианино, флейтой, потом упростил немного. На концерте 26 января мы исполним ее впервые.

- Как попасть к Вам в хор?

- Принимаю всех. Бывает так, что человек приходит совсем не подготовленным, на сцене не стоял, в школе не пел, слуха нет. Ничего страшного, он разрабатывается со временем. У кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Как в спорте: кто-то быстро бежит стометровку за 10 секунд, а кому-то нужно месяц тренироваться. Есть люди с врожденными способностями. Никогда не пели и не знали, что так умеют. Сразу повторят мелодию. А есть люди, которые упорно «не хотят» повторять, но со временем у них все получается.

- Можно сказать, что открываете таланты?

- Да, совершенно верно. Одна женщина никогда не пела, в детстве ей говорили, что ничего не получится, и в музыкальной школе не срослось. А сейчас ей уже за сорок, но все только начинается. Говорит: «Я с таким упоением, такой радостью пою в хоре, осуществляются мечты». Главное любить и хотеть петь.

- Если в хоре все любители, значит и энтузиасты.

- Да, у всех есть свои дела, семьи, работа, но репетиции все посещают старательно. У нас в городе один такой коллектив. Церковный хор могу назвать профессиональным, но с какой точки зрения? Службы в храме оплачиваются. Академический хор за концерты получает только радость самовыражения, возможность слышать благодарность зрителей. Например, в Новороссийске архиерейский хор стоит на балансе администрации. То есть они ходят на репетиции, участвуют в мероприятиях, получая за свой труд зарплату. У нас такого нет. Я бы, конечно, хотел, чтобы хор стоял на балансе у администрации.

Об Архарове

- Когда появилась музыка в Вашей жизни?

- Начну издалека. Когда я был маленьким, годиков пять, копошился в песочнице и нашел там денежку. Пришел к папе, говорю, смотри, я рублик нашел. Он смотрит, а там на самом деле 100 рублей – месячная зарплата. И примерно в это время мне купили детское деревянное пианино. Попросил: «Хочу на большом, настоящем, научиться играть». У семьи не было денег на музыкальную школу, а тут эта денежка - какой-то момент свыше. Не просто так все случилось. И меня отдали в музыкальную школу.

Помню, у нас в хоре были шортики на лямочках, кармашки на груди и на них нарисован серебряный скрипичный ключик. Потом старший хор. Отношу то время к наиболее счастливой эпохе своей жизни. Мне очень нравилось петь в большом хоре. Эта такая мощь, величие, сила и ты ее часть. Я в то время как заразился этим чувством, так до сих пор оно не отпускает.

- Как же пионера занесло в храм?

- Храм в моей жизни появился ненавязчиво. Ходил в четвертую школу, а напротив был молитвенный дом. В нем до 1991 года ютился Онуфриевский приход. Мы с товарищами ходили в кружок по фотографии и решились зайти туда, пофоткать. Интересно же, красиво. Для пионеров попасть в храм – все равно что на другую планету. Это совсем другая культура, другой мир, нам же никто ничего не рассказывал тогда. Проникли, сидит бабушка-сторож, спрашиваем: «Где батюшка?» Думали, что он постоянно в храме сидит, как Дед Мороз. А батюшка уехал в Краснодар.

На меня очень глубокое впечатление произвело Распятие. Оно до сих пор в Свято-Онуфриевском храме стоит. Все очень реалистично изображено. Не мог понять, зачем так издеваться над человеком, что он такого сделал, что его такой смерти предали? Потом начал интересоваться. Сам попросил, чтобы меня крестили. Семья была не против, да и последним желанием прабабушки было, чтобы меня крестили. В школе потом замечали, что с крестиком хожу, мог маму без работы оставить – она учителем была. Но верующим сразу не стал, конечно.

- А когда эти два пути – музыка и церковь - слились в один?

- С товарищем стали ходить в «Школу славянской культуры». Она располагалась в «Мотыльке», все рядом. Там русский язык, математика, еще Закон Божий, психология христианства. Их вела Светлана Михайловна Гундаренко. В ту пору она была известным журналистом, работала в газете «Советское Черноморье», делала полноценные программы на анапском радио, помогала храму. От нее узнал, что батюшке нужен помощник. Вызвался. А поскольку учился в музыкальной школе и в хоре пел, меня тут же взяли в церковный хор.

- Потом была семинария?

- Хотел поступить. Был кандидатом, но узнал об этом поздно. Думаю, это свыше было все предначертано. Поступил в итоге в регентскую школу. Это учебное заведение, где как раз учат будущих руководителей церковных хоров. Некоторые предметы как в семинарии: библейская история, богослужебный устав. Большая практика: службы, молебны, панихиды, акафисты - позволили очень быстро интегрироваться потом. Напевы везде разные. Но когда ты в этой среде находишься постоянно, оно само собой выучивается. В Москве, пел в разных хорах, приходах, получил много знаний, опыта, вернулся в Анапу, почувствовал, что нужно вернуться. Понимал, что должен заботиться о родителях. Постепенно собрал хор «Державный глас» - голос прихода. Стали принимать участие в конкурсах, фестивалях. В этом году 10 лет будет.

За эти годы в своих коллективах Михаил Юрьевич собрал людей разных возрастных категорий и профессий, объединенных желаем петь. «Державный глас» и Академический хор несут радость, прививают любовь к песне, возрождают интерес к классическим произведениям и академическому вокалу. Хормейстер приглашает всех желающих посетить отчетный концерт в будущее воскресенье и, если появится интерес, присоединиться к дружному коллективу.