Имя в культуре Анапы

Давид Алексанян: «Душа искусства - искренность»

Хореограф и переводчик, выпускник одного из крупнейших вузов России и артист народного ансамбля «Виктория». Родился в Армении, окончил школу в Греции. Из тысячи дорог выбрал одну: служить танцу, искусству и своей родной культуре.

В рубрике «Имя в культуре Анапы» руководитель ансамблей армянского народного танца «Арев» и «Арарат» Давид Алексанян рассказывает о своём пути в культурном сообществе Анапы.

Давид Гришович Алексанян родился в 1987 году в Армении.

В 2004 году окончил среднюю общеобразовательную школу в Комотини - университетском городе на Севере Греции.

В 2009 году окончил Московский государственный университет культуры и искусств (ныне МГИК) по специальности «хореографическое искусство» (педагогика народно-сценического танца).

С 2013 года – руководитель ансамбля армянского народного танца «Арев» хутора Рассвет Анапского района.

С 2014 года – руководитель ансамбля армянского народного танца «Арарат» Дома культуры села Витязево.

С 2017 года – студент Краснодарского краевого колледжа культуры в станице Северской по специальности «этнохудожественное творчество» (режиссёр фольклорного театра).

В жизни Давида Алексаняна было немало случайностей. Семья жила в Армении. Отца по долгу службы посылали в длительные командировки. Когда в декабре 1988 года весь мир содрогнулся от одного из самых разрушительных землетрясений XX века, Гриш Алексанян работал в Анапе. Жена Марина и двое маленьких сыновей – Степан и Давид – были с ним. И на семейном совете было принято на родину не возвращаться.

Так, почти с двухлетнего возраста, начался анапский период жизни Давида. Здесь он окончил 6 классов школы. Учился с удовольствием, занимался в студии бального танца.

Новому жизненному повороту удивиться, кажется, и не успел: семья переехала в один из старинных и живописнейших городов на северо-востоке Греции – Комотини. Надо было привыкать к новому окружению, языку, иным устоям, другой культуре…

- Когда переехали в Грецию, отец настоял, чтобы мы со Степаном пошли в национальный армянский коллектив. Помню, он сказал тогда: «Поддерживай на чужбине свою культуру, так легче будет». Честно говоря, мы оба очень сопротивлялись такой настойчивой просьбе.

Отец и сам был талантливым музыкантом и певцом. Но в профессиональное искусство не пошёл: надо было кормить семью, ставить нас с братом на ноги. Он и сейчас на наших концертах великолепно исполняет старинные армянские песни. Многие приходят специально, чтобы услышать Гриша Алексаняна. И я очень этому рад.

- А тогда в Греции вы с братом пришли в армянский танцевальный коллектив?

- Да. И ни секунды об этом не пожалели. Практически в каждом населённом пункте Греции есть армянская церковь, армянская община, различные взрослые и детские самодеятельные коллективы. Причём, они поддерживаются на самом высоком уровне. Первым моим руководителем в ансамбле в Комотини был Овик Томвасян. Весь танцевальный фундамент, школа танца – от него.

Позже, когда мы с братом танцевали в народном ансамбле танца при армянской общине Греции уже в Афинах, к нам раз в три месяца приезжал главный балетмейстер Государственного ансамбля песни и танца Армении им. Татула Алтуняна, заслуженный деятель культуры Армении Оганес Хачикян. Делал для нас постановки, оценивал, как мы продвинулись в танцах, и снова уезжал.

Мы с братом протанцевали в ансамбле 14 лет. Теперь родители нам говорили: «Может уже хватит танцевать?». Но в коллективе мы узнали всю полноту культуры, судьбу и боль армянского народа, невероятно все подружились. Можно сказать, там получили настоящее воспитание в национальных традициях.

- А образование вы получили греческое?

- Да, в Греции я закончил школу, хорошо знал и русский, и армянский, и греческий языки. И одно время подумывал, не пойти ли учиться на переводчика. Но танцы взяли верх. И с дипломом хореографа Московского государственного института культуры приехал в родную Анапу, к родителям. К тому времени они уже снова жили здесь.

- Сложно ли было привыкать к жизни в южной провинции России после европейской Греции и Москвы?

- Честно говоря, привыкаю до сих пор. Разница колоссальная. И дело не только в уровне жизни, а скорее, в культуре поведения. В Европе жители очень простые, нет нахальства и чванства. Нет зацикленности на деньгах. Люди ведут себя с достоинством. Здесь же у многих деньги – главная ценность. И часто люди в погоне за ними не замечают главного. Относятся к миру потребительски. При этом в России больше радушия, отзывчивости. Хотя, признаюсь, мне с людьми в Анапе очень везёт.

Когда я только приехал сюда дипломированным специалистом, то помогал своему другу, который руководил танцевальным ансамблем в Анапской. Моё старание не осталось незамеченным. Директор МБУК «Анапская централизованная клубная система» Светлана Ивановна Хижняк предложила мне выйти на работу официально, на ставку хореографа, практически помогла мне сделать первый шаг в культуре, заявить о себе. А через год позвонили из Гай-Кодзора: в Дом культуры хутора Рассвет требовался руководитель танцевального коллектива. Так в 2013 году у меня появилось своё детище – «Арев»: «солнце» в переводе с армянского.

- Насколько легко Вам далось решение дать жизнь новому коллективу?

- С одной стороны, я очень хорошо знал и знаю, чего бы хотел дать детям в плане приобщения к армянской культуре. Всё же школа у меня была мощная, настоящая. С другой стороны, сложно было именно начать одному. Какую детям программу подобрать? Как сделать номер по этике сцены? Чтобы и культуру преподнести во всей красе, и способности ребят учесть. Тем более, сначала у меня даже аппаратуры не было. Колонки, магнитофон сам возил. Это сейчас занимаемся в отремонтированных залах с качественным музыкальным сопровождением.

Кроме того, не было серьёзного опыта общения с родителями. До сих пор с этим борюсь: есть мамы и папы, да и бабушки-дедушки, которые хотят, чтобы их чадо через неделю после прихода в коллектив уже выступало. Но такого же не бывает. И дело не только в движениях. Танец передаёт настроение, эмоцию, танцем мы рассказываем историю. Это целое искусство, имитировать которое невозможно: зритель сразу почувствует фальшь.

Помню, сначала в «Арев» очень много детей записалось. Сейчас остались только те, кому по-настоящему дорог танец, наша армянская культура. Сами интересуются народным материалом, иногда даже просят: «А давайте вот такой танец поставим»! Всегда поддерживаю в них это.

Сейчас у меня в хуторе Рассвет танцуют 25 человек в младшей группе и 8 в старшей. А в 2014 году при поддержке армянской общины села Витязево открыл коллектив «Арарат». Там сейчас занимаются 60 человек: 20 старших и 40 детей.

- А сами ещё успеваете танцевать в народном ансамбле «Виктория»?

- Это тоже интересная история! В нашем первом танце - «Победная плясовая» - я делал трюк. После грандиозного успеха с этой постановкой в Краснодаре нас, артистов, оставили: «Следующим номером будем ставить Флотскую праздничную. Кто остаётся в «Виктории» работать?»

Я не думал ни секунды, согласился сразу. Потому что «Виктория» - это место, где поёт душа. Во-первых, работаешь с коллегами, в которых полностью уверен, знаешь: это профессионалы. Не контролируешь каждого: удержит ли линию, дойдёт ли до нужной точки, завершит ли движение до конца фразы. А во-вторых, танцуя с коллегами, знаешь, что ту отдачу, которую ты даришь на сцене зрителям, даёт и твой партнёр. И отсюда ещё больше куража, эмоций, всего, за чем приходит на концерты зритель.

- Получается, Вы работаете сразу в трёх коллективах, пусть и в разных ипостасях. Остаётся ли время на личную жизнь, к примеру?

- Не скрою, с этим сложнее. Не каждая девушка выдержит такой рабочий темп, необходимость ездить в творческие командировки. Ревнуют к работе: «Тебя только танцы интересуют?». А какая разница, где работаешь, если ты любишь свою работу? Танцы, медицина, спорт, строительство… Поэтому пока холост. Но точно знаю, что выстрою дом, создам семью и сделаю свою женщину счастливой. У меня всё для этого есть.

- Между тем, Вы считаетесь ещё и одним из самых обаятельных переводчиков с греческого языка в Анапе…

- Это вышло почти случайно. 2016 год был объявлен перекрёстным годом укрепления отношений России и Греции. В Анапу тогда приехал хореографический греческий коллектив. В какой-то момент срочно понадобился переводчик. И моих коллег осенило: «Давид, выручай»! С тех пор, как приезжает делегация из Греции, я работаю с ними в режиме 24/7. Бывает, некоторые слова знаю на греческом, а на русском подбираю. Потом смотрю в словарях, постигаю оттенки значения, чтобы безупречно и качественно перевести.

- У Вас и в этом к себе требования высокие?

- У меня жёсткие критерии ко всему, что я делаю. Во многом это заслуга и моей семьи, и того хореографического окружения, в котором я вырос. Все люди, кто был рядом, всегда старались отдаваться своей работе искренне и с большой самоотдачей.

Тем радостнее мне было встретить своего руководителя в России спустя восемь лет. Того самого, теперь уже легендарного Оганеса Хачикяна. Он увидел мой коллектив и говорит: «Приезжай в любое время. Дадим мастер-класс, покажем и расскажем всё, что нужно ребятам». Кстати, его сын Мелкон Хачикян сегодня работает в Краснодаре. Он заслуженный артист Кубани и художественный руководитель «Государственного балета Кубани». С ним мы тоже познакомились и поддерживаем контакт в творческом плане.

- Можно сказать, поддержкой вы заручились серьёзной…

- У меня и планов немало. Например, открыть ансамбль армянского танца в Анапе. Сейчас этого очень просят родственники и друзья тех, кто занимается у меня в Витязево и в Рассвете. Конечно же, хочу воспользоваться предложением Оганеса Хачикяна. Съездить в Армению, получить опыт. Показать своим воспитанникам яркую самобытную культуру народа. Тем более, в Армении сейчас начали учить танцу по новой системе, мне это очень интересно.

Заканчиваю обучение на театрального режиссёра в Краснодарском колледже культуры в Северской, а это новый взгляд и на сценическое пространство, и на постановку танцев в целом. В планах - продолжить прививать детям базу и этику Кавказа. Многие родители не успевают её давать, а коллективу такое под силу.

Хочу просто много работать, потому что есть что отдать и чем поделиться. С самого детства не могу стоять на месте. И воспитанникам своим говорю: усиленный труд всегда побеждает талант. Уверен, что совсем скоро увижу достойные плоды своей работы, потому что знаю, что работаю честно и открыто. А искренность и есть душа искусства, которому я служу.