Имя в культуре Анапы

Карен Саканян: «На моих репетициях можно баловаться»

Режиссёр театрализованных представлений и праздников города-курорта Анапа, артист оригинального жанра, иллюзионист, актер, лауреат международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, участник церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, руководитель народного театра миниатюр «Овация». Всё это – Карен Саканян.

Молодой режиссёр рассказал о новых подходах к постановке массовых мероприятий и увлекательной работе по раскрытию таланта каждого, пришедшего в театральный мир.

Карен Овикович Саканян родился в 1990 году в Кировакане (ныне – Ванадзор) в Армении.

С начала 2000-х годов вместе с семьёй живёт в Анапе.

По окончании школы поступил в Краснодарский государственный институт культуры, на экспериментальный курс режиссуры театральных представлений и праздников. Курс вёл доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой режиссуры КГИК, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия, заслуженный деятель искусств Кубани Олег Иванович Марков.

В 2014 году после окончания с отличием КГИКа Карен Саканян вернулся работать в Анапу режиссёром массовых представлений Городского театра.

В 2017 году окончил МПГУ по специальности «государственное и муниципальное управление».

С 2016 года - руководитель народного театра миниатюр «Овация» города-курорта Анапа.

- Карен, в числе десяти специалистов в области культуры Анапы в этом году Вы прошли обучение в рамках федерального проекта «Творческие люди» нацпроекта «Культура». Что почерпнули для себя?

- Интересно, что программу обучения, которая проходила на базе КГИК, вёл ученик моего же учителя, старший преподаватель кафедры театрального искусства Алексей Николаевич Дегтярёв. То есть мы с ним воспитанники одной школы. Оттого интереснее было восстановить в памяти и заново приложить к своей нынешней деятельности те каноны, ту систему, которую давал нам Олег Иванович Марков. Ведь этот курс – «Технология создания массовых праздников и шоу-программ» – это его научная школа.

До Маркова у нас была одна методика постановки для театра, другая – по спектаклям. А именно по массовым постановкам такой структуры не было, каждый режиссер интуитивно работал над сценарием. Марков вывел технологию создания театрализованных представлений и массовых праздников с научной точки зрения. Он разбил мероприятия на блоки, эпизоды и единицы сценической информации. Вывел несколько понятий, которые стали ключевыми. Отдельное внимание уделил теме. К примеру, «9 мая» – это не тема. Это праздник. А тема театрализованного представления может звучать так: «О любви, прошедшей испытания войной». По такой схеме легко создать хороший сценарий. Он получается цельным, единым, всё действо направлено на общую мысль.

- Вы уже опробовали это на практике?

- В деле это удаётся не всегда. Но мы с коллегами идём к этому от мероприятия к мероприятию. Сам я «по Маркову» ставил свой дипломный проект, можно сказать, впервые обкатал технологию. Это было представление как раз к 9 мая. И в этом году я ставил представление к Дню Победы на Театральной площади именно по данной технологии. Конечно, на практике появляется множество деталей, мы подстраиваемся и корректируем.

- Такая технология применима ко всем театрализованным представлениям?

- Практически. Но в нашей работе есть ряд факторов, начиная с заказчика и заканчивая зрителями, аудиторией. Так что к массовым представлениям один подход, а более локальные праздники зависят от аудитории. Для молодёжи используем более современный язык, старшему поколению необходима ностальгия. В нашей профессии знать аудиторию – один из важнейших залогов успеха.

- Курс, на котором Вы учились у Олега Маркова, назывался экспериментальным. Каково это – исследовать и нащупывать себя в профессии?

- Студенческие годы – время незабываемое. Нас учили, что режиссёр должен уметь всё. Это «всё» мы и изучали. Хореография, вокал, движение, сценическая речь, актёрское мастерство, написание сценариев, художественные виды искусства. Мы создавали шоу-номера, пародии, иллюзионы, научные шоу. Со мной на курсе учился юный, но уже профессиональный пародист, я – иллюзионист, был хореограф, все очень разные. Естественно, много практиковали. Ездили по станицам, проводили Дни города по всему краю, открывали выставки. Запомнился крупный проект в Крымске – «Сопка героев» 9 мая 2013 года. Делали его всем курсом. Привлекли 500 военных, сделали большую реконструкцию, театрализацию, у нас летали самолёты, мы развернули огромные Георгиевские ленты.

В выпускной год на олимпиаде в Сочи все мы были актёрами массовых сцен. Я участвовал в двух эпизодах: «Рыбы-звезды», где мы раскрывали кольцо, и играл Мастера в блоке «Литература».

- С таким выдающимся творческим багажом не остались в Краснодаре, а вернулись в Анапу?

- Были предложения и в Краснодаре. Но дипломный проект я делал в Анапе и вернулся в родной город. Сначала работал режиссером массовых представлений, режиссером концертного отдела Городского театра. А когда руководитель театра «Сказка» уехала в Санкт-Петербург, возглавить коллектив в 2016 году предложили мне.

Изменил название, теперь мы – «Театр миниатюр «Овация». Поменял структуру, дополнил концепцию, объединил коллектив. Уже через год мы защитили звание «народный». Сейчас в «Овации» 40 артистов, три возрастных группы: младшая - от 6 лет, средняя - от 13 до 16 лет и старшая от 16 до бесконечности. Нас сразу заметили. Сейчас участвуем во всех масштабных мероприятиях города, стали лауреатами многих фестивалей.

- Как подбираете репертуар?

- Стараемся разнообразить, чтобы ребятам было интереснее. Работаем в классическом жанре: поставили любимый многими поколениями «Вперед, котёнок!» Андрея Зинчука. Показывали его на городском фестивале Театрфест. А в этом году замахнулись на пародию. Эстрадные пародийные номера объединили общей сюжетной линией в «Эстрадный винегрет». У нас пели «Виагра» с Валерием Меладзе. Изменили в песнях текст, добавили шуток. И зрители, и актёры были очень довольны.

- Получается, освоили и вокал?

- Да, теперь мы ещё поющие и танцующие. Когда я пришёл руководить театром, принял к нам хореографа и педагогов по вокалу.

- Кто приходит в Вашу труппу? Строгий ли отбор? Важен ли ярко выраженный талант?

- Поступают малыши, которые хотят научиться выступать на сцене. В старшую группу люди приходят творчески отдохнуть и самовыразиться. Беру практически всех. Ведь у каждого ребенка есть индивидуальность. С одной стороны, с талантом проще. Показал, как надо, сделал номер, получил умиление, что от него ещё требовать? Но тогда развитие артиста останавливается. Поэтому мы берём любых детей и развиваем все способности, которые есть. Создаем благоприятную атмосферу, чтобы не дрались, не ругались, чтобы раскрепостились. Ведь сейчас в школах очень агрессивная среда. Дети приходят закрытые, замкнутые. Конечно, и от воспитания родителей многое зависит, но и я стараюсь сделать так, чтобы таланты не подрались.

- Для этого тоже есть собственная методика?

- Прилагаю усилия, чтобы детям не было тяжело, занятия были бы в радость, чтобы ребенок не зажимался, раскрылся. Тогда эмоции появляются автоматически. Знаете, у меня на занятиях можно баловаться, пробовать себя во всём. Моя задача как педагога – найти такую грань, чтобы создать одновременно и свободную среду, где артисты себя хорошо чувствуют, и требовательную, чтобы каждый понимал свою ответственность за общее дело.

Причём, стараюсь, чтобы они накапливали разный опыт. Сейчас, к примеру, мы работаем с «Блокнотом Анапы», снимаем каждую неделю погоду. И каждый ребенок читает прогноз в определённом образе. Камеры уже не боятся. Ставим каждому голос, речь, потихоньку раскрепощаем. Так что и сцены уже не боятся.

Правда, с пластикой сложнее. Нынешние дети мало уделяют времени спорту, видимо, много задают уроков. Поэтому тела своего не чувствуют, даже с элементарными приседаниями не всегда справляются. Но мы и над этим работаем. Рассказываю о мышцах, о том, что их нужно согревать перед выступлением, регулярно растягивать. Так постепенно все комплексы детей и исчезают.

Пока тяжелее всего со средней группой, где подростки. В этом возрасте им важно, как социум смотрит на них. Эмоциями делятся уже тяжело, с оглядкой: «А что обо мне подумают?». Для подростков обязательно проводим актёрские тренинги, убираем зажимы. Тут мне опять же здорово помогает моя студенческая школа краснодарского института культуры.

- Подбираете ли под явный талант репертуар?

- Бывает. Есть у нас мальчишка Егор Егоров. Яркий, эмоциональный, под него создаёшь совершенно определённые вещи. Без этого никак, ведь надо и чувствовать человека, и направлять его. Если у ребёнка явно выражен типаж, характерность, то и давать надо что-то абсолютно органичное. Тогда зритель сразу видит, что это не заученный текст, и сам юный артист понимает, о чём рассказывает, живёт этим. Искусственно хорошего материала не получить, сразу видно, что человек не проживает, а играет.

- Сами выходите на сцену, подаёте артистический пример?

- Выхожу и сам. Но только если не работаю в тот момент режиссёром, потому что это противоречит правилам. Режиссёр должен видеть, что происходит на площадке, и быстро принимать решения. Если кто-то опаздывает, например, то режиссёр должен знать, как исправить ситуацию. А когда участвуешь в представлении, то должен думать только о своей роли. Ведь систему видят те, кто со стороны. Изнутри не видно. И переключаться тяжело. Вот, когда ставит Иван Иванович Иванов, выхожу в разных амплуа. И пою, и танцую, и играю. К примеру, нынче на открытии курортного сезона в Анапе-2019 «работал» женихом. Но, зная, сколько деталей нужно объять режиссёру массовых постановок, даже если работаю актёром, всегда на подхвате, вплоть до технического оснащения, помощи с микрофонами.

- Приоткройте Вашу режиссёрскую копилку…

- Большой праздник к 9 мая 2019 года в Анапе, различные массовые мероприятия в Краснодаре. Отчетные концерты коллективов, Дни города в районах Краснодарского края. В Анапе на День города принимаю участие в каждом мероприятии, где-то придумываю сцены, работаю и как режиссёр. Пятый год ставлю Зимний студенческий бал в Анапе и как режиссёр, и как хореограф. В этом году он проходил в роскошном банкетном зале «Версаль». За пять репетиций собрали грандиозное действо с лучшими студентами города. Работа тяжёлая, но результат того стоит.

- В какой роли - актёра или режиссёра - Вам комфортнее?

- Режиссёра. И иллюзиониста! Это у меня семейное. Отец – Овик Саканян – известный в России и Армении иллюзионист. Он стал вторым иллюзионистом в мире после Дэвида Копперфильда, который показал публике прохождение сквозь стену. Отец у меня, можно сказать, легендарный человек. Он врач, работал психотерапевтом. Много времени уделял психологии и гипнозу. Выходил на сцену с парапсихологическими этюдами, гипнотизировал зрителей, устраивал шоу. Архивы сохранили запись, где зрители хохотали, когда их родственники под гипнозом вдруг начинали играть на скрипке или петь на итальянском языке.

Свои способности отец передал и нам с сестрой Анитой. Сейчас у нас семейный театр, втроём гастролируем с шоу иллюзий и фокусов. Работаем под псевдонимом Тейлор.

Но отец ещё много времени уделяет оздоровлению людей. Когда случилось землетрясение в Армении, многих эвакуировали в Сочи. И он, как врач, занимался восстановлением и реабилитацией пострадавших от стихии, работал психологом, помогал людям справиться со стрессом. И до сих пор помогает людям, хотя у него было много возможностей стать суперзвездой. Правда, своё дело не бросил, продолжает творить чудеса: улыбка ребёнка, который посмотрит фокус, значит для него гораздо больше, чем аплодисменты огромного зала.

- Значит, Вы в какой-то степени реализуете папину мечту – творите волшебство на сцене?

- То, что папа был волшебником, я знал всегда. К тому же, большинство его трюков уникальные, авторские. Многие профессиональные иллюзионисты, зная все секреты, не могут понять, как он вытворяет такое на сцене, что противоречит всем законам физики и химии.

А от мамы Каринэ в наследство я получил педагогические способности, хотя изначально оба родителя видели меня врачом. Но я был ближе к творчеству, туда и потянуло.

- Задам вопрос о творческих планах…

- Развитие! Развитие во всех направлениях: от театрализованных представлений до киноработ. Хочу увеличить численность групп. И, конечно, буду смотреть на тех, кто придёт. Вообще своим театром живу круглые сутки, можно сказать, женат на своей профессии. Сейчас работа занимает всё свободное время. Дома готовлюсь, ищу музыкальный и литературный материал. Даже в отпуске думаю о работе, планирую что буду делать. Сильно о планах распространяться не люблю, пусть это будет секретом. Вот когда получится, расскажу, как это получилось!

Войти

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Купить билет