Имя в культуре Анапы

Елена Остапенко: «Главное для артиста: любить зрителя!»

Педагог, хормейстер одного из лучших вокальных коллективов Краснодарского края, руководитель Образцового художественного ансамбля эстрадной песни «Акварель» и вокального ансамбля «Мятный бриз». В рубрике «Имя в культуре Анапы» Елена Остапенко рассказывает о профессиональной системе достижения целей в вокальном исполнительстве, о любви к вокальному искусству, о посвящении себя зрителю.

Елена Владимировна Остапенко родилась 18 января 1971 в Красноярске.

В 1990 году с отличием окончила Красноярское училище искусств по специальности «хормейстер, учитель музыки и преподаватель сольфеджио». Именно тогда решила связать свою жизнь с песней во всех её аспектах. Работала хормейстером в ведущих коллективах Красноярска, где была активной участницей городских и краевых конкурсов и фестивалей.

В 2002 году с отличием окончила Красноярскую Академию музыки и театра, преподавала в Детской музыкальной школе и Красноярском училище искусств.

В 2006 году вместе с семьёй переехала в Анапу – «самую яркую гавань России».

В 2007 году в Детской школе искусств № 1 города-курорта Анапы состоялся первый набор талантливых детей на отделение вокального искусства класса Елены Остапенко. Год спустя в Анапе зазвучали «первые ноты» вокального ансамбля эстрадной песни «Акварель» на базе Дома культуры «Молодёжный».

Вокальный ансамбль эстрадной песни «Акварель» успешно защитил и подтвердил звание «образцовый». Ещё одно детище Елены Остапенко –вокальный ансамбль «Мятный бриз», в составе которого выпускники ансамбля «Акварель», самые яркие, самые преданные искусству вокального исполнительства. Оба коллектива пользуются заслуженной славой у анапчан: ни одно крупное городское мероприятие не обходится без их голосов. Высокий уровень мастерства исполнителей подтверждают многочисленные дипломы званий лауреата Всероссийских, Международных конкурсов и фестивалей. В «звездной» копилке «Акварели» и «Мятного бриза» - более десятка Гран-при крупнейших фестивалей и конкурсов страны и мира.

- «Мятный бриз» в очередной раз стал абсолютным номинантом Гран-при на Международном многожанровом конкурсе «КИТ». Жюри не скрывали своего восторга.

- «Мятный бриз» - не только моё детище. В 2010 году моя дочь, Марина Остапенко, как молодой начинающий хормейстер, предложила привлечь подрастающее поколение к вокальному искусству, а наставниками стали бы выпускники ансамбля «Акварель». Родилось название «Мятный бриз», которое очень понравилось всем участникам. Коллектив был уникален тем, что тогда двадцатилетняя Марина сама пела с воспитанниками.

- Да и название такое… сладко-романтичное!

- О, да! Здесь и морские нотки, и романтика, и мечты. Часто название - это успех, стимул для всех его участников. В июле 2019 года, когда «Мятный бриз» получил свой заслуженный Гран-при на Международном конкурсе «Сотворение», председатель жюри признался, что у нас не только исполнение было «вкусным», но и само название.

- Как легко Вы рассказываете: «тут Гран-при, там Гран-при». Не каждому коллективу удается покорить эту вершину…

- Это наш общий результат. Работа воспитанников, преподавателей и, конечно же, родителей наших талантливых «звёздочек». Меня всегда учили, что «вокальная школа» прежде всего… Нужно дать азы каждому, кто начинает вокальную деятельность. Дети в коллектив приходят совершенно разные, потому и я, и Марина Витальевна ставим для себя цель: работать на результат. Но обратите внимание: все вокалистки «Мятного бриза» окончили музыкальную школу. Планку они подняли очень высоко, поэтому сейчас для всех групп коллективов хотим ввести если не сольфеджио, то обязательно нотную грамоту. Потому что без знания основ нотного письма многоголосье достойно не исполнишь.

- Расскажите подробнее о той системе, которая помогает подготовить вокалистов такого уровня.

- Могу сказать сразу, что работать по какой- то одной системе с детьми не получится, им нужен «букет» различных подходов и приёмов, и это приходит во время самой работы. В Красноярске я получила профессиональное образование хормейстера, где нам давали методики лучших мировых школ. Мы назубок знали метод Золтана Кодая, занимались по принципам Георгия Струве. Хоровые школы были едины в главном: строгие и чёткие занятия позволяют выявить природный певческий голос и довести его до хорошего уровня даже у тех детей, родители которых считают, что у них «нет голоса». Детский голос наше поколение вокальных педагогов изучало долго и углублённо. И я согласна с мнением, что только индивидуальный подход к каждому исполнителю приносит результат.

Принцип обучения строится от простого к сложному. У каждого уровень разный, но цель педагога - выявить потенциальные способности и развить их в правильном направлении. Именно поэтому кто-то получает результат быстро и выходит на сцену солистом, а кому-то комфортно работать в составе ансамбля. Задача каждого педагога - воспитать грамотного исполнителя, развить мелодический и гармонический слух и, главное, - хороший музыкальный вкус. Такой практике я обязана своим педагогам, и очень благодарна им за это. Сейчас часто вспоминаю их слова как напутствие: «Всё, что ты поёшь, должно приносить зрителю любовь и радость!»

В моей жизни был интересный творческий опыт. Тогда я была начинающим хормейстером в Красноярске. Так получилось, что музыкальная школа, в которую я пришла работать педагогом по вокалу, находилась по соседству с детским домом. Воспитанники его были полны огромного желания петь с большой буквы. Но самое главное - они хотели учиться. Долго не размышляя, принялась за работу. Урок за уроком, занятие за занятием, давала им «Тоника соль-фа», в полной мере использовала систему Струве. А когда, спустя время, мы выступали на городском конкурсе в Красноярске, педагоги подходили и спрашивали, серьёзный ли был отбор в коллектив. Настолько тонко были настроены голоса ребят. Да, они не пели сложные партитуры, но качество вокального звука было великолепно. В итоге из детей-сирот получился один из лучших хоров города Красноярска. Я проработала с ними десять лет, выпустила в мир, и знаю, что для многих занятия музыкой стали определяющими в жизни.

- В «Акварели», как и в «Мятном бризе» тоже используете классическую методику преподавания? Ведь не все ребята учатся в музыкальной школе?

- Конечно. Почти 30 лет наблюдаю результативность этой методики на практике: у всех моих воспитанников налаживается координация слуха и голоса по принципу: «слышу-воспроизвожу», а малыши-акварельки уже через год с начала занятий чисто интонируют и удерживают тональность при пении. Я уже не говорю о базовых вещах, когда у учеников улучшается музыкальная память, развивается мышление и чувство ритма, закрепляется мелодический и гармонический слух. К тому же, мы не ограничиваемся только пением.  Помимо теории, нотной грамоты, где мы распеваемся, поём гаммы, каноны, выполняем упражнения, читаем с листа, обязателен урок хореографии, который ведёт талантливый репетитор- хореограф, танцор международного класса Алексей Грищенко. Самым сложным, но и в тоже время самым любимым для детей является занятие с микрофонами на сцене концертного зала.

- Что ещё, помимо классической методики, считаете важным для становления артиста?

- Чрезвычайно важна триада преподаватель – родитель – ученик. Очень приветствую, когда родители не просто «записали» ребёнка в студию, но и поддерживают соблюдение правил и требований даже вне занятий. Родители – это, наверное, самый главный педагог для ребёнка, а когда мы работаем в тандеме, ребёнку намного легче воспринимать информацию. Учу и родителей помогать своим детям, поддерживать их даже если что-то не получается, идти с ними их дорогой и всегда прислушиваться, так как психология артиста – «это сложнейший механизм успеха!». Когда ребята становятся постарше и поют в больших сводных концертах, они понимают, что участие в общегородских мероприятиях – это не только слава, но ещё и терпение, и ответственность. Иногда репетиции на Театральной площади занимают по нескольку часов. Но если ты артист, то должен стоять и не жаловаться. Так рождаются звёзды и получаются разноплановые номера.

- В этом году у вас просто звездопад…

- Вы знаете, и я и наши воспитанники тоже считаем этот год достаточно продуктивным. Наверно потому, что сбылась общая мечта: создать сольный концерт в сопровождении живого оркестра. Репертуар «Мятного бриза» был практически готов. А встреча с руководителем народного инструментального ансамбля «Диксиленд Джаз-Бэнд» Виктором Ильиным, с предложением посотрудничать, раскрыла новые горизонты. Мы начали работать. Каждую совместную репетицию желаний появлялось всё больше, рождались композиции, ребята открывали себя с самых разных сторон. И вот в марте 2019 года наша премьера при полном аншлаге состоялась на главной сцене города-курорта Анапа – в Городском театре. Имена юных исполнителей Софьи Бейман, Алины Родичевой, Ангелины Щербаковой, Стефании Мазуркевич, Анны Кошляковой, Лики Дальяновой, Екатерины Седых, Александра Расстригина звучали на сцене по-особому. Зал действительно получил массу положительных эмоций и, главное, любовь каждого артиста на сцене. В каждом из них я увидела саму себя, и это не маловажно для учителя…

Мы с нашими воспитанниками очень дорожим совместными проектами. Неоднократно создавались номера, в состав которых входили самые яркие и профессиональные коллективы города-курорта Анапа. Не только вокальные, но и хореографические. Так на свет появились незабываемые вокально-хореографические композиции «Мир без войны», «Широка страна моя родная», «Тополя» (а капелла) в исполнении ансамбля «Мятный бриз», «Флаг моего государства» и многие другие.

- Участникам «Акварели» есть на кого равняться!

- Безусловно. Сегодня «Акварель» - это уже яркий и звёздный состав. Эти ребята уже с 5 лет на главных сценах города. Для «Акварели» «Мятный бриз» - это большой пример, как надо трудиться и уверенно идти к цели, а мы, педагоги, будем во всём им помогать и вести по верному пути.

Конечно, очень хочется, чтобы именно твои выпускники работали с тобой дальше, но пришло время, и они устраивают жизнь, решают, чем будут заниматься в будущем. Горжусь тем, что некоторые мои ученики связали свою судьбу именно с песней и с искусством в целом. В этом году Софья Бейман стала студенткой Московской театральной школы им. Олега Табакова, Александр Расстригин поступает в Новороссийский музыкальный колледж им. Д. Шостаковича, Стефания Мазуркевич - в Сочинский колледж искусств на вокальное отделение. И это мы считаем большим успехом!

- Говорят, на сцене заметили три поколения семьи Остапенко…

- А как без этого? Выхожу петь сама, с 7 лет в ансамбле «Акварель» пел мой сын Георгий. Он – моя опора в жизни - окончил с отличием музыкальную школу, поёт моя дочь — единая по духу, хормейстер ансамблей «Акварель» и «Мятный бриз» Марина Наумова. А в 2018 году на сцене засияла наша самая юная звездочка - четырёхлетняя внучка Юстина Наумова, она показала себя певицей с большим будущим. Уже сейчас, выступая в составе ансамбля, она лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, поёт и сольно.

- Получается, Вы основатель целой династии музыкантов?

- Скорее, продолжатель. Мой отец был профессиональным музыкантом в Красноярске. Играл на многих музыкальных инструментах, а я, глядя на него, училась игре на ксилофоне, потом играла в педагогическом оркестре народных инструментов. Думаю, за такую преданную любовь к искусству я обязана именно своей семье - они привили мне особый вкус к музыке. До сих пор часами сижу над репертуаром, ведь каждую мелодию нужно пережить, примерить, увидеть.

Мне всегда говорили, что искусство ансамбля – это не просто попасть в ноты. Это то состояние, которое приходит «сверху». Можно взять песню и повторить её по нотам, но сути песни так не достичь. А ведь каждая хорошая песня – это целая жизнь. И мои воспитанники на сцене проживают её по-особому.

- О чём мечтаете в творческом плане?

- Хочу наряду с обычной группой, куда мы берём всех желающих петь, создать группу сильных малышей, вести их по профессиональному пути, разглядеть их потенциал и одарённость. Хотя всем группам без исключения мы даём музыкальные прописи, развиваем слух с помощью дыхательных, игровых занятий, ставим голос. Люблю «лепить» из самых маленьких - ярких вокалистов.

Второе, чего хочу себе пожелать, - понимающих родителей. Важно, чтобы они доверяли нам, любили то, чем занимаются дети. Иногда мне кажется, что внимательный родитель – это половина успеха.

Но главная моя мечта – поставить мюзикл. Да, это одно из самых сложных направлений в нашей работе, но есть цель, будем к ней идти и стремиться быть лучшими. Уверена, что многие коллеги, с кем работаю -  вокалисты, танцоры, театралы - поддержат нас с этой идеей.

Огромное спасибо управлению культуры муниципального образования город-курорт Анапа - этой слаженной и дружной команде - за доверие, трепетное отношение и большое внимание к нашему творчеству. Любовь к искусству невозможно передать словами, это состояние души. И это живёт в артисте всегда. А главное для артиста на сцене это безусловная любовь к зрителю.

Основные успехи ансамблей «Мятный бриз» и "Акварель":

- Премия ARTIS-2017 год г. Санкт-Петербург; Звание «Лучший вокальный ансамбль сезона 2016-2017»;

 - Премия в области культуры и искусства г. Москва;

- Золото на XVII Всероссийских молодежных Дельфийских играх г.Владивосток 2018 г. Совместную работу, получившую высшую награду, представила талантливая солистка нашего ансамбля Бейман Софья. Она признана «Лучшей певицей сезона 2016-2017» в г. Санкт -Петербург, является финалисткой телепроекта и всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» 2018г.;

- Ежегодные премии одаренным детям в области культуры главы муниципального образования город-курорт Анапа.

Воспитанники коллектива, а также их руководители, в рамках Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей, принимают участие в мастер-классах и обучающих семинарах ведущих специалистов в области вокального искусства в городах Анапа, Краснодар, Новороссийск, Сочи, Ялта, Санкт- Петербург, Калининград, Москва.