Имя в культуре Анапы

Татьяна Глебова: «Хоровое пение – самый прямой путь к сердцу»

Преподаватель высшей категории Татьяна Григорьевна Глебова уже 39-ый год работает в ДШИ №1 преподавателем академического хора и сольного пения. Ее ученики служат в столичных театрах, представляют Кубань в сводном хоре России и никогда не возвращаются без призовых мест. В рубрике «Имя в культуре Анапы» Татьяна Григорьевна рассказала, как воспитать в детях любовь к музыке и пению, а также о хоровом искусстве – одном из самых замечательных «изобретений» человечества.

Татьяна Григорьевна родилась 16 ноября 1954 года в Краснодаре. Окончила два отделения Музыкальной школы №1 (сейчас им. Г.Ф. Пономаренко) по классу фортепиано и специального хора.

В 1975 году с отличием окончила дирижерско хоровое отделение музыкального училища им. Н.А. Римкого-Корсакова в Краснодаре и продолжила учебу в Краснодарском государственном институте культуры по специальности «Руководитель академического хора».

С 1980 года работает в Детской школе искусств №1 г. Анапы преподавателем хора и сольного пения.

Заслуженный работник культуры Кубани, Ветеран труда, награждена почетной грамотой Министерства культуры России, почетными грамотами Министерства культуры Кубани, главы г-к. Анапа, медалью за вклад в развитие г-к. Анапа. Руководит образцовым художественным хором «Серебристые звоночки», который входит в сводный хор Анапы и Кубани.

Сыновья Татьяны Григорьевны – Валерий и Григорий – пели в хоре «Серебристые звоночки» и в образцовом художественном ансамбле песни и танца «Солнышко», но жизнь с творчеством не связали, о чем иногда жалеют.

Татьяна Григорьевна, с чего началась Ваша история в музыке?

У меня были очень музыкальные родители – Григорий Петрович и Тамара Васильевна Ивлевы. Они очень любили петь, владели довольно красивым голосом, хотя не были профессиональными музыкантами. На всех семейных праздниках звучали мелодичные, красивые песни: «То не ветер ветку клонит», «Я люблю тебя жизнь», «Огней так много золотых», «Старый клен» - очень проникновенно, от души. Очаровательно мама с папой пели еще и дуэтом: «О, голубка моя!», «Челита». В памяти навсегда остались их голоса. Помню, затянет папа очень высоко: «А-я-я-яй! Что за девчонка!». И тянет долго-долго с переливами в высоком вибрато. Все родственники и близкие аплодируют…Одна из самых любимых папиных песен «Когда душа поет» М. Блантера, которую он исполнял особенно проникновенно и выразительно.

Вы тоже участвовали в таких концертах?

Конечно. От родителей я получила музыкальность, слух, чистый, звонкий голос и любовь к пению. По рассказам петь я начала раньше, чем говорить. С 2-х летнего возраста везде и для всех, получая первые гонорары от зрителей: конфеты, печенье, шоколадки и другие угощения. Бодро и звонко выводила мелодию «Ой, красивы над Волгой закаты», которую разучила со мной бабушка. Она тоже очень любила петь.

После школы папа был против того, чтобы я дальше занималась творчеством, настаивал на Зиповском техникуме: «Зачем тебе эта музыка?!» Мама защищала: «Отстань от ребенка! Пусть делает то, что ей нравится! Единственная дочь!»

Когда Вам окончательно стало понятно, что пение это навсегда?

Как бы ни в тот самый момент, когда впервые увидела музыкальную школу – большое красивое здание в центре Краснодара, широкие лестницы, холлы, просторные кабинеты, ковровые дорожки! Где-то играют, где-то поют. Не остановил и большой конкурс – 10-12 человек на место! Подавали заявление на отделение фортепиано, но мне повезло вдвойне. В тот год впервые на вступительных экзаменах отбирали самых голосистых детей в экспериментальный класс специального хора. Меня попросили спеть песенку в тональности, где оказался очень высокий звук. И я спела чисто, звонко и уверенно, чем поразила комиссию.

Специальный хор вела выпускница Музыкальной академии им. Гнесиных Алла Александровна Пулакис. С нашим хором она готовила программу на сдачу госэкзамена. Получила «отлично» от московской комиссии. Мне кажется, что это Алла Александровна тогда влюбила нас в хоровое искусство, дала нам первые навыки дирижерского мастерства. Мы как завороженные сидели на занятиях, купаясь в этой многоголосой хоровой палитре. Здесь я получила «хоровую» прививку на всю жизнь.

В училище я пела в студенческом хоре. Преимущественно это была серьезная хоровая классика: Чеснокова, Свиридова, Чайковского, Глинки. Исполняли также «Реквием» Моцарта и оперу «Алеко» Рахманинова, где мы пели все хоровые сцены. Было очень интересно.

Почему Вы выбрали для себя такую специализацию – дирижировать именно детским хором?

Еще в музыкальном училище во мне распознал дирижерскую хватку преподаватель сектора педпрактики, выпускник хора мальчиков при Московской консерватории Николай Никифорович Белиженко. По его просьбе вела младший и старший хоры при секторе педагогической практики музыкального училища. Мы сразу начали принимать участие в концертах, фестивалях, конкурсах – все это дало уверенность в правильности выбора профессии. Поняла, что детский хор – это мое призвание! Потом работала по распределению в детской музыкальной школе Кореновска, преподавала хор и сольфеджио. Познакомилась с будущим супругом Леонидом и вместе мы переехали в Анапу.

А как появились «Серебристые звоночки»?

В 1980 году я пришла работать в вечернюю музыкальную школу преподавателем хора и сольфеджио. Теперь это ДШИ №1. С тех пор и работаю в ней вот уже 39 лет. В этом же году был образован детский хор «Серебристые звоночки». Это мое детище. У нас в репертуаре была песня «Серебристые звоночки», поэтому название пришло сразу. Детские голоса должны быть звонкими и серебриться своими переливами.

Со всех конкурсов вы непременно привозите призовые места, стараетесь участвовать во всех фестивалях. Но что Вы считаете истинным показателем творческого роста?

Какими бы не были итоги выступлений, я всегда горжусь своими ребятами. Профессиональный рост я вижу, когда выступаем на краевом уровне. Именно здесь наивысшая планка профессионального мастерства и мы к ней постоянно стремимся. На всероссийские и международные фестивали едут показать себя, поучаствовать. Но настоящая борьба происходит на краевых площадках. Гран-при краевого конкурса - это показатель серьезного подхода к профессиональному исполнительскому мастерству.

Но и репертуар решает многое.

Да, у нас есть хоровая классика, народные песни в обработке для академического хора, современные детские песни. Многие аранжировки песен я делаю сама. Иногда так красиво получается, что песня звучит по-другому. Появляется новая гармоническая вертикаль, новые хоровые краски. Едем на край – члены жюри слушают нас не дыша, не отрывая взгляда. Есть такие песни, которые мы считаем нашим золотым фондом, потому что их, кроме нас, никто никогда не пел и обработки у них уникальные. Они понятны только жителям Анапы – военные, праздничные, самые разнообразные. Недавно моя ученица, исполняя одну из них на выступлении, не сдержала слез. Попросила у меня прощения: «Я всю песню проплакала». За что? Это же прекрасно, что ребенок, настолько тонко чувствует текст и музыку, представляет себе картины прошлого.

Как пополняется золотой фонд?

Первой можно назвать песню «Снег седины» Григория Федоровича Пономаренко в моей обработке. Когда хор исполнил ее на региональном конкурсе, руководители коллективов со всего края просили наш материал. С Григорием Федоровичем «Серебристые звоночки» сотрудничали на протяжении многих лет, неоднократно участвовали в его концертах в краевой филармонии, которая сейчас носит его имя. Надо сказать, часто эта песня исполняется перед ветеранами у Вечного огня в День Победы. Также мы благодарны ныне ушедшему от нас анапскому композитору Юрию Купцову. Его песню «Ничто не забыто» мы исполняем на городских мероприятиях.

Отгремела война.

Уж давно все залечены раны.

Только снится Анапа

Постаревшим седым ветеранам.

Часто видятся сны,

Как за землю анапскую дрались.

Погибали сыны

И в земле этой вечно остались.

Им не видеть рос, садов вишневых,

Как цветет кубанская земля.

Но они в названиях улиц новых

В полыхании вечного огня.

(сделала музыкальную паузу Татьяна Григорьевна)

С этой песней мы стали победителями краевого конкурса патриотической песни. «Катю Соловьянову» поем у ее мемориала. Эти песни очень нравятся детям, всегда просят: «Давайте повторим». Гимном коллектива стала песня «Лучше города нет!»

У Черного моря чудесного

Прекрасно, друзья, мы живем.

Мы дружим с хорошею песнею,

О городе нашем поем.

Звенят голоса ручеечками,

Как вешние воды весной.

Недаром зовут нас звоночками!

Мы дарим вам песню с душой.

Любим петь «Мы в Анапе живем!». Еще мы исполняем песни анапского композитора Валентины Хиониди: «Адрес детства – Кубань», «Анапа – ты самое яркое солнце России». Эти произведения мы очень любим, а как же не любить? В них поется о нашем любимом городе, его истории, памятных местах.

Известно, что когда-то «Серебристым звоночкам» посчастливилось работать с известным композитором Г.А. Струве. Расскажите, как это было.

Георгий Александрович был основателем студийного движения в стране. Создал уникальную систему массового обучения музыке и хоровому пению. Он руководил хором «Пионерия», и в 90-е годы мы давали совместные концерты в Городском театре. Пел весь огромный зал – мы приглашали детей из общеобразовательных школ. Со сцены звучали: «Моя Россия», «Музыка всегда с тобой», «С нами, друг» - весь зал просто гудел от силы, мощи звучания! Сколько детей было приобщено к совместному творчеству!

Сейчас «Серебристые звоночки» базируются в «Городском театре». Какие это дает плюсы? Все же работать в одном месте проще и детям удобней.

Мы потеряли только в этом. В остальном только приобрели. Выпускники хорового отделения пятиклашки 11 – 12 лет, которые только раскрываются, у которых только появляется сила в голосе, тембр, гармонический слух, не бросают пение. Они развиваются дальше, продолжают расти, как артисты, потом поступают в средние и высшие учебные заведения страны, учатся за рубежом. У них нет перерыва в практике – а это самое важное для меня. Могут с налета брать сложнейшие четырехголосные партитуры.

На закрытии сезона пели «Живи моя страна» вместе со взрослыми вокалистами. Приготовили за неделю, на первой репетиции исполнили идеально. Дети очень не любят петь под «плюс». Говорят, исполнение теряет живое воплощение, посыл другой. На улице иногда приходится применять наложение, такую «подушку», но настоящий звук все равно ее перекрывает.

Ваши солисты выступали на самых лучших концертных площадках страны в составе Детского хора России: Мариинский театр, Большой театр, Кремлевский дворец. Как проходит подготовка?

В прошлом году все получилось неожиданно. Мы начали готовиться к конкурсу за день до окончания подачи заявок. Наша Катя Батурина прошла отбор в Детский хор России. Там шли тяжелейшие репетиции. После возвращения у Кати ушло три месяца на восстановление голоса. Ранее солистками Детского хора России становились мои ученицы Изабелла Андриасян, Полина Сарапулова и Мария Скоропад. В этом году Катюша Батурина участвовала в творческой смене лагеря «Артек». Там базировался Детский хор России, шла активная подготовка программы концерта, который традиционно пройдет в декабре в Кремлевском дворце. Помимо работы в хоре, Катя участвовала в конкурсе солистов. Из 900 участников она вошла в число 40 лучших!

Каким был и каким стал хор? Как меняются дети, их восприятие этого искусства?

Есть и плюсы и минусы. Раньше хоровой коллектив был очень большим. Звук был насыщенным, мощным, крепким. Да и сама школа была больше. Дети занимались усердней, потому что не было отвлекающих развлечений, интернета. Хор для них был как отдушина. Часто не хотели уходить из школы, просили спеть еще одну песню, повторить, разучить. Сейчас им нравится исполнять современные песни в современной обработке, нежели хоровую классику. Веяния времени заставили отойти от строгих академических канонов. В исполнении уже нет прежней компактности звукоизвлечения. Оно стало более светлым, прозрачным. Подача звука стала более открытой, светлой, полетной. А дети не изменились. Также любят петь, ждут каждой поездки, добросовестно готовятся – их это очень сплачивает. Не успел начаться учебный год, спрашивают: «Когда в Краснодар?»

Хоровое пение не так популярно в молодежной среде. По-вашему, как к нему привлечь и надо ли?

Не один другой вид искусства не может иметь такого прямого и доступного пути к сердцу как хоровое пение. Пение – это природная особенность человека. Тяга к хоровому пению заложена у ребенка с детства, и через пение он выражает свои чувства, мысли, отношение к миру. Хоровое пение – наиболее доступный и любимый вид детского творчества.

В рамках перехода музыкальных школ на предпрофессиональное обучение не все дети смогут справиться с завышенными требованиями программы. Нагрузка очень большая. Разве могут все дети быть профессионалами? Многие хотят просто петь, развиваться творчески, эмоционально, приобщаясь к музыкальной культуре. Выйти из рамок школьной программы, мне кажется, поможет создание хоровых классов в общеобразовательных школах, возможно и хоровых студий. Необходимо больше приобщать детей, желающих заниматься вокалом, к хоровому искусству. Во многих городах эта система уже давно практикуется. Дети развиваются комплексно. Два сложных урока, попели, потом литература, английский, то есть снимают напряжение, расслабляются.

В начале 90-х, в только что открывшейся гимназии «Эврика», подобралась группа энтузиастов. При поддержке директора Галины Григорьевны Филипповой мною были открыты хоровые классы. Дети занимались с большим увлечением. Хор гимназии гремел на торжественных мероприятиях, городских и краевых конкурсах. Но из-за нехватки учебных аудиторий, такое начинание приостановилось. Как напоминание у «Эврики» остался гимн. Местная поэтесса Татьяна Ускова написала стихи, а я, хоть и не композитор, музыку. С трудом рождались различные мелодические обороты и потом оформились, наконец, в яркую и торжественную мелодию, которая мне очень понравилась. Сейчас спрашиваю ребят, что учатся в гимназии: «Гимн поете?». «Да», - отвечают. «А кто написал, знаете?» Очень удивляются, когда узнают. Гимн прижился. Все ученики его очень любят, исполняют на праздниках, торжественных мероприятиях.

Но, как говорят, надежда умирает последней. Я все же надеюсь, что хотя бы в новых школах Анапы откроются хоровые классы и студии. Потому что, на старте всегда легче внедрить какие-либо нововведения. Возможно, даже школы будут с хоровым уклоном. А это так необходимо для нашего города. Хочу, чтобы хоровое искусство процветало, чтобы все дети пели.

В завершение беседы Татьяна Григорьевна рассказала о своих выпускницах. Изабелла Андриасян окончила в этом году музыкальный колледж по классу «академический вокал» в Санкт-Петербурге и продолжает обучение в Санкт-Петербуржской государственной консерватории. Дарья Калинина окончила Высшую школу музыки г. Франкфурт-на-Майне и осталась работать в одном из оперных театров Германии. Ангелина Феофанова сейчас студентка 3 курса ГИТИСа. Анастасия Бабенко окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных, служит в одном из театров Москвы, исполняет ведущие партии. Елена Карпова окончила Санкт-Петербуржскую государственную академию театрального искусства и теперь служит в театре «Балтийский дом». Анна Смирнова окончила Музыкальный колледж им. А. Шнитке в Москве, осталась работать в музыкальной школе.

И это только те девчонки, которые относительно недавно покинули школу искусств. Татьяна Григорьевна помнит всех по именам, может узнать голос каждой с закрытыми глазами. Ученики часто приходят повидаться, рассказать о себе, узнать о своем наставнике, родители тоже не забывают, звонят, поздравляют с праздниками, дарят букеты на 1 сентября и в День учителя, но самое главное – благодарят Татьяну Григорьевну, за то, что помогла направить, воспитала музыкальный вкус, обучила эстетической и духовной грамоте их детей.

Войти

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Купить билет