Новости

Ансамбль «Зарница» отметил свое 20-летие концертом в честь 85-летия Краснодарского края

Юбилейный концерт «Zа Россию, Zа мою!» был первым после снятия ограничений по заполнению залов и по репертуарному плану очень совпадал с настроением зрителей.

Гордость за Россию, страну, свято сохраняющую традиции народной культуры, звучала в песнях и в овациях, которыми то и дело вспыхивал зал, поддерживая любимый коллектив. Здесь каждый участник –звезда местного масштаба. И все они профессионалы с большой буквы. «Зарница» собрала и воспитала коллектив ярких и талантливых исполнителей, искренних в своей любви к кубанской казачьей песне. Кто они, эти люди, голосом своим прославляющие могучую, исполинскую силу, великую духовность и красоту народной песни?

Огромное счастье посидеть в темном зале на репетиции хорошо звучащего слаженного коллектива. Здесь и каждый то в отдельности полноправный солист с хорошо поставленным голосом и безупречным слухом, а уж в ансамбле полный лад и строй голосов звучит так, что под самую кожу проникает и заставляет нет- нет, да смахнуть слезу. Она появляется сама от того, что комок в горле, вдруг растворится на высокой ноте твоей души, сливаясь в точный унисон с историей, рассказанной песней.

И это еще только репетиция. Заметно, как чуть уставшие от событий большого и напряженного дня артисты расправляют плечи с каждым куплетом первой песни. Она о России и руководитель ансамбля Кристина Халецкая, ожидая от этой песни большей энергии, подбадривает:

— Светлей поем, глаза не блестят, значит и голос не звенит!

Когда ты поешь в коллективе, то уравновешиваешь силу своего голоса со всеми участниками, внимательно слушая всех, добавляешь красок личного звучания в общий хоровой строй, помогаешь держать интервалы, прислушиваешься к общему настроению, что называется подставляешь плечо другу, усиливая чувство сплоченности и работы на результат.

 В этом есть высшее счастье выступления.

Кристина Халецкая эту науку проходила, что называется с рождения. Ее родители супруги Глушенко руководили большими творческими коллективами в Екатеринбурге, дочь росла с ними на сцене. Поэтому

после детской музыкальной школы была школа при Институте музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета с получением квалификации хормейстер и учитель музыки. Дирижерское образование народно хорового отделения Свердловского музучилища, а затем Москва, народно хоровое творчество в МГУКи. 

Приехала в Анапу и пришла в «Зарницу». Сдружилась с коллективом быстро, творческая атмосфера, многочисленные поездки и концерты. Тогда еще Кристина и не подозревала, что именно этим ансамблем ей доверят руководить.

 В ансамбле собрались молодые талантливые, крепкие голоса и легендарные личности. Каждый из тех, кто 20 лет назад пришел в ансамбль «Зарница» и сейчас известны в культуре города своими успешными проектами и творческим ростом.

Игорь Хрищатый, Алина и Георгий Барановы, Вячеслав и Светлана Соколенко, Руслан и Ирина Мамины, Денис Тимченко, Зинаида Попова, Ангелина Арутюнова, Мария Свиридова, Александр Ивлев.

На первую репетицию только что созданного ансамбля был приглашен выпускник одного из самых известных музыкальных учебных заведений страны Российской академии музыки имени Гнесиных Юрий Цыганок.

 Бархатный баритон Юрий Владимирович оттачивал на одном курсе с Филиппом Киркоровым в Московской государственной консерватории П.И. Чайковского. К тому времени Юрий Цыганок, будучи солистом и участником хора Новоспасского Ставропигиального мужского монастыря участвовал в богослужениях, совершаемых в соборах Московского кремля и Храма Христа Спасителя. Он блистал на сценах Ленинградской и Минской филармоний как приглашенный солист московской государственной капеллы под руководством В. Минина.

К тому времени он уже объехал пол мира, но имея квалификацию артиста театра, музыкального театра и эстрады с удовольствием поддержал начинание, потому что казачья песня была уроженцу донецкой области близка и дорога.

Руководитель создаваемого коллектива Анатолий Михайлович Буренков, как выпускник государственной Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки по классу баяна и дирижирования, проходил стажировку в одном из самых знаменитых песенных коллективов страны- Сибирском государственном. Перебравшись в Анапу, он имел за плечами к этому времени богатейший опыт преподавания в Прокопьевском музыкальном училище по классу баяна, аккордеона и дирижирования.

На кубанской земле ему очень пригодился опыт хормейстера «Хора русской песни». При Доме культуры станицы Анапской Анатолий Михайлович стал руководить хором «Русские узоры» и ансамблем русских народных инструментов в городском доме культуры. Говорят, лучше его никто не раскладывал песню на голоса.

Главный режиссер городского театра, который в то время работал заместителем начальника управления культуры  И.И. Иванов вспоминает, что создание ансамбля казачьей песни в Анапе назрело само собой. В курортный город, куда едут со всех уголков страны, люди надеются увидеть и оценить местный кубанский колорит, настоящий фольклор, казачью песню. Достойный уровень таких номеров поддерживали приглашенные из краевой филармонии артисты. Пора было начинать удивлять и радовать своим доморощенным коллективом, объединив талантливых артистов.

Так родился коллектив, который ждали, узнавали и радостно приветствовали на всех мероприятиях в городе, крае, стране, ведь в репертуаре были народные и самые любимые казачьи песни. Самобытность казачьей балачки, ярких нарядов, неповторимое песенное своеобразие и зажигательный сплав гордости за исконно кубанскую культуру, молодости и веры в себя, дали «Зарнице» такой мощный старт, что успех ее не угасаем.

За двадцать лет яркой творческой биографии ансамбль казачьей песни «Зарница» стал настоящей семьей профессионалов. Рядом с маститыми артистами новички приобретали главное –желание расти, отшлифовывать певческое мастерство.

Ангелина Арутюнова 13 летней девчонкой пришла в «Зарницу». Было дело, ее А. Буренков даже брать не хотел, подчеркивая, что « у меня не детский коллектив». Но увидев высокую девушку с косой да с бровями в разлет, с голосом, который так радостно звучал в общем хоре, понял, что стоит поработать над дивчиной. А сегодня уже Ангелина вместе с мужем создала студию звукозаписи и школу обучения вокалу.

Мария Свиридова стала настоящим олицетворением женского казачьего образа –заразительно веселой и остроумной. Ладная, черноокая, влюбленная в песню, она пример стабильности в деле, спокойствия и терпения. Эти качества живут в ней не случайно и очень важны в коллективе, где чувство сплоченности и товарищеской взаимопомощи наполняют каждого артиста ощущением эмоционального контакта.

В первом классе школы у Маши обнаружили яркие способности к музыке и пригласили в музыкальную школу. Училась она с удовольствием, а заниматься на фортепиано бегала к папе в клуб, где он был руководителем сразу трех вокально –инструментальных коллективов: взрослого «Тамань», детского «Веселые ребята» и крымско-татарского «Достлар».

Как вспоминает сама Маша, она солировала во всех трех коллективах.

А у артиста он должен быть, узнаваемый и запоминающийся. Когда Андрей Граматикопуло едва вступает с со своей любимой песней «Когда мы были на войне», зритель тут же воспринимает ее рассказом реального героя тех далеких событий. Ему и аплодируют, как истинному казаку, разделяя боль и горечь песни-баллады. Доверяют его горделивой осанке, искренности голоса и горящим глазам.

При этом как истинный грек он скромен и не кичится тем, что был артистом кубанской филармонии и выступал в прославленном коллективе «Казачья вольница». Судьбой не бахвалятся, а она его просто за руку привела в Анапу прямо в день его рождения. Попробовав себя в ресторанном бизнесе, артист с профессиональным образованием с головой окунулся в любимое коллективное пение, где ты всегда ощущаешь себя нужным, значимым, любимым.

Не случайно и старший сын Андрея служит в столичном ансамбле песни и пляски «Красная Звезда», а средний учится в музыкальном колледже им.Н.А. Римского-Корсакова.   

Разными дорогами приходили в коллектив талантливые профессионалы. Оля Шуткина, например, родом из Белоруссии. Когда-то В.Г. Захарченко, будучи членом жюри на песенном конкурсе в ст. Лазаревской заметил Олю и позвонив ей по телефону, пригласив в Кубанский казачий хор. Она так пела одну из его любимых песен «Стога», что мэтр не сомневался эта хрупкая девушка, солистка ансамбля «Крупицкие музыки», выпускница минского государственного университета культуры- настоящий самородок.

В этом году Ольга Шуткина набрала группу малышей, любящих и желающих петь. Новый коллектив назвали «Зарянка» и начинающие артисты боготворят своего милого руководителя, столько в ней заботы о малышне.

Вообще очень важно, кто будет стоять у истоков формирования твоих взаимоотношений с искусством. Александру Гладкову посчастливилось выступать в составе детского коллектива- спутника Кубанского казачьего хора. Поэтому, окончив с красным дипломом музыкальный педагогический колледж Александр с особенным удовольствием открывал школьной детворе особенности традиционного народного искусства, где так ярко раскрывается эмоциональный интеллект. Народная песня усиливает харизму, помогает сонастроиться с другими людьми.

Стипендиат премии Президента, победительница международного конкурса хорового искусства в Санкт- Петербурге Татьяна Колищук, девчонка родом из Беларуси так владеет шашкой, что ее фланкировка неизменно вызывает бурю аплодисментов. И хотя фланкировать могут все ребята в коллективе, Татьяна со своей русой косой, выглядывающей из под папахи, такая искрящаяся  задором и энергией, что глаз не оторвать от образа. Перед нами настоящая казачка.

 Сверкает шашка в свете софитов, эффектно отбрасывая солнечные зайчики в зал, и ты забываешь, что на концерте, мысленно прописываешь в голове историю этой казачки, додумываешь историю ее любви, жизни и тд. Удивительное дело, жить на Кубани было Таниной мечтой, потому что нравились казачья культура, быт, песни. Она знала наизусть весь любимый репертуар Кубанского казачьего хора. И после академии искусств приехала в Анапу, где не с первой попытки нашла работу в ансамбле «Зарница, который очень любит.

У другой участницы коллектива Елены Тихоновой есть такие строки собственного сочинения

Самый лучший город на земле,

Где небо с морем в далеке сливаются,

Курорт Анапа это о тебе,

Здесь мечты заветные сбываются.

Стихи, сказки, сценарии праздников она пишет давно и для «Зарницы и для мероприятий самых разных. С тех пор как позвал ее в ансамбль А. Буренков прошло уже более 15 лет, сроднились все, стали друг для друга не просто коллегами, а второй семьей.

В этой семье быстро и накрепко приживается талантливая молодежь. Мама Романа Рябухи простой сельский почтальон гордиться сыном и иногда сетует на то, что так не сразу рассмотрели талант Романа и его великолепные голосовые данные. Хотя на самом деле с Ромой было все понятно еще в школе. А голос Рябухи и в самом деле волшебный, бархатный. Еще в гайкодзорской школе учитель русского языка и литературы Н.А. Жевна, слушая как Роман читает стихотворение «Жди меня», понял, что перед ним одаренный мальчишка.

 Однажды Роман увидел ансамбль гитаристов «Пролески»и попросил Г. Симанян взять в коллектив. Так парень научился игре на гитаре и полюбил музыку. Студентом РГСУ Роман Рябуха пришел в «Надежды России», где выступал 18 лет!  Пение развивало в нем прежде всего смелость самовыражения. Скромный парень, находясь в центре внимания, научился демонстрировать публике свои эмоции и переживания. В нем появились мужественность, уверенность.

Из знаменитого детского ансамбля казачьей песни «Соловейко» пришли в «Зарницу» Анна Шалаева и Александр Курус. У Саши отец атаман, у Ани мама хореограф «Соловейко». Так, прочные связи с народной песней укреплялись навсегда. Саша пытался уйти в спорт, но вернулся к песне и стал с удовольствием писать свои стихи и песни.

С большой теплотой приняли в коллектив Екатерину Спивакову. Ей не пришлось рассказывать, что она отчаянно любит петь с детства, любовь не спрячешь, сейчас у нее новая мечта- научиться лихо свистеть. На празднике урожая в Москве с особенным трепетом хотелось кубанскую песню показать жизнеутверждающей, сильной, красивой. Зрители всегда чувствуют эту энергетику. Понимают, что на сцене не просто сильные и красивые голоса, а большая дружная семья.

Как-то посчитали в шутку, а цифра оказалась серьезной, за годы работы в семьях участников родилось почти 30 детей. Все они растут что называется на сцене. Так или иначе это отличная возможность лучше узнать свою культуру и, сразу или со временем, но в душе ребенка рождается желание творить красоту. Пение помогает раскрыть творческие способности, даже лежащие за пределами музыки и развивает смелость общения.

Народный ансамбль казачьей песни «Зарница»  20 лет служения искусству народной песни отметил на сцене городского театра концертом патриотической песни. Их большой юбилейный концерт состоится в Анапе 25 мая.

Ведь пение не только самовыражение, но и способ объединения. Люди хотят быть ближе друг к другу, но по разным причинам бояться сделать шаг на встречу друг другу. Народная песня помогает сплотиться за считанные минуты.

Любовь Евсеева, член Союза журналистов РФ

По материалам сайта "Анапское Черноморье"

Войти

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Купить билет