Имя в культуре Анапы

Константин Милешкин: «Музыканты, которые играют на духовых инструментах, внесены в Красную книгу»

В августе 2019 года впервые в истории Анапы учащиеся городской Детской музыкальной школы № 1 выступили на Красной площади Москвы на фестивале «Спасская башня детям», а менее чем через неделю юные оркестранты помогли установить рекорд Гиннесса, сыграв гимн России на огромном стадионе Санкт-Петербурга в составе более чем восьмитысячного оркестра. В рубрике «Имя в культуре Анапы» руководитель и главный дирижёр коллектива Константин Милёшкин рассказывает о становлении и развитии детского оркестра, прославившего наш город.

Константин Владимирович Милёшкин родился в городе Магнитогорске Челябинской области в 1975 году.

В 1994 году окончил Магнитогорское Высшее музыкальное училище им.М.И. Глинки.

После службы в армии в 2000 году окончил военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

С 2000 по 2013 год служил в городе Хабаровске заместителем начальника, затем начальником и художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Дальневосточного военного округа.

С 2015 года – преподаватель по классу тромбона, руководитель Образцового эстрадно-симфонического оркестра Детской музыкальной школы № 1 города-курорта Анапа.

Награждён медалями правительства России и Министерства обороны Российской Федерации, лауреат Национальной театральной премии «Грани театра масс», неоднократный лауреат Всероссийских и Международных конкурсов.

Женат, воспитывает сына и дочь.

- Константин Владимирович, какими эмоциями делятся участники оркестра после выступления на таких серьёзных фестивалях, как «Спасская башня»?

- Ребята в восторге. Думаю, многие до сих пор не поняли, что с ними произошло. Осознание грандиозности и историчности момента придёт позже.

Знаете, за ними очень интересно было наблюдать. Некоторые оказались впервые в столице. Кто-то никогда не выезжал за пределы края, есть такие, кто впервые на самолёте летел. Впечатления их, конечно, переполняют. Хотя говорят немного, в основном делятся в соцсетях. Но, безусловно, для них это опыт на всю жизнь. Не знаю, получится ли у них ещё когда-нибудь выступить на таком престижном конкурсе мирового масштаба, как «Спасская башня».

- Как родилась идея поехать не просто на крупный конкурс, а на одно из самых известных шоу мирового уровня?

- Руководителем Образцового эстрадно-симфонического оркестра Детской музыкальной школы № 1 я работаю три года. Но сразу же предупредил директора Антонину Яковлевну Харченко, что творческие амбиции у меня очень высокие. Конечно, оркестр существовал и до меня, но больше как обязанность и для детей, и для педагогов. Я же, принимая руководство оркестром, хотел видеть результат. Понял, что сам по себе, один, изнутри я ребят не «раскачаю», нужен был внешний стимул. Поставил цель: выступить на «Спасской башне».

Помню, первая репетиция оркестра. Прихожу, спрашиваю

- Кто из вас в Кремле не выступал ещё ни разу? Хотите?

– Да!

- Тогда давайте серьёзно работать.

«Спасская башня» появилась в истории нашего оркестра не случайно. Я бывший военный дирижёр. Многие мои коллеги и друзья до сих пор в профессии. К примеру, с главным военным дирижёром Президентского оркестра Службы коменданта Московского Кремля ФСО России заслуженным артистом Российской Федерации, полковником Евгением Юрьевичем Никитиным мы вместе учились. Вообще можно сказать, что у нас небольшое сплочённое братство военных дирижёров. Получить эту профессию можно в единственном вузе страны: Московской консерватории, которая выпускает лишь 15 военных дирижёров в год. Поэтому, когда коллеги-организаторы «Спасской башни» узнали, что, выйдя на военную пенсию, я руковожу оркестром в музыкальной школе, прямо предложили: «Будешь готов – звони!».

Три года формировал оркестр. В сентябре 2018-го понял, что мои ребята уже в неплохой форме. Позвонил в Москву: «К фестивалю будем готовы». Весь учебный год и часть лета мы готовились к поездке на «Спасскую башню» именно этим составом. Да, многие не смогли поехать и по временным, и по финансовым причинам. Но по обращению Евгения Никитина отозвались наши партнёры в лице Северо-Кавказской железной дороги, оплатили нам все билеты. Серьёзно финансово помогли анапские санатории «ДиЛуч» в лице генерального директора Веры Стефановны Севрюковой и «Фея-3» в лице Евгения Фёдоровича Янишогло, когда мы к ним обратились. Так что, думаю, теперь мы будем дружить, а у ребят будет ещё одна площадка для выступлений и благодарные зрители.

Для нас результат участия в «Спасской башне» и в том, что мы «засветились» как серьёзный оркестр. Хотя в этом году часть моих ребят уже выпускники музыкальной школы. К следующим гастролям коллектив обновится на треть.

Вообще хочу сказать, что фестиваль «Спасская башня» - это мероприятие, потрясающее своим размахом, культурой и профессионализмом. Скажем так, в популярной музыке есть «Новая волна», для академических музыкантов самый престижный – конкурс им П.И. Чайковского. А для оркестров высочайший уровень – это именно «Спасская башня», фестиваль, который проводит Министерство обороны России и Правительство Москвы при поддержке самых крупных Государственных корпораций России.

- Знаю, что вместе с программой для «Спасской башни» ваш оркестр подготовил и сюрприз…

- Да, помимо основного выступления мы подготовили совместный номер с Образцовым детским духовым оркестром «Юнга» Новороссийского морского пароходства. С его увлечённым руководителем, Павлом Алексеевичем Мараровым, мы тоже коллеги, часто встречаемся. Они выставляли на фестиваль ансамбль барабанщиков. Вместе мы исполнили музыкальное произведение «Фортуна», которое написал сам Павел Мараров. Мелодия маршевая и заводная, а его барабанщики просто чудеса вытворяют с ударными инструментами, и танцуют, и скандируют, и поют.

- Как удалось отрепетировать, всё же номер нестандартный?

- Выучили произведение самостоятельно. А репетировали прямо в день выступления. Встретились на Красной площади, выстроились под Мавзолеем, попробовали сыграть, чтобы и те, и другие представляли, что каждый делает. Попросили организаторов поставить наши выступления друг за другом. Потому что все оркестры на фестивале располагались на сцене, а ансамбли барабанщиков – на специальной площадке перед сценой. Мы отработали свой номер и ведущий объявил: «Сюрприз фестиваля!». Выбежала «Юнга» и мы заиграли «Фортуну»… Зрители взорвались овациями, ребята тоже поймали драйв.

На следующий день на ВДНХ состоялся марш-парад. Там в основном работали барабанщики «Юнги», а наш коллектив шёл за ними в одной колонне и приветствовал зрителей. Сразу скажу, что следующим этапом нашего творчества будет как раз подготовка программы именно в движении, у нас это называется «Дефиле» или «Плац – концерт». Это сложный, но очень эффектный формат выступления оркестра.

- Как ребята выдержали марш-парад? Всё-таки это и физически сложно.

- Честно говоря, для нас поначалу были проблемы просто строем пройти, не говоря уж о равнении. Ещё и инструменты в руках. Я постарался поднять настрой, чуть накрутил. Ведь для них разом возникло два новых слова через дефис: «марш» и «парад». Накануне разъяснил, с утра смотрю: что-то мои музыканты кислые. А мы шагали с «Юнгой» почти первыми, сразу за Президентским оркестром.

Выстроились. Идём. Вокруг океан людей. Маршируем, а вокруг крики, аплодисменты. Все приветствуют нас, машут руками, флагами, цветами. И в какой-то момент мои дети понимают, что это всё в том числе и им. Вот тут они поймали кураж, я их уже остановить не мог. В итоге прошли два с половиной километра марш-парада и ещё столько же пешком до гостиницы, играя всю свою концертную программу.

Конечно, после такого фейерверка эмоций всё пошло по-другому. И дисциплина, и осознание своей роли в общем деле. Очень сдружились с «Юнгой». Те после «Спасской башни» сразу уехали на конкурс оркестров в Тулу. А нас заметили и пригласили в Санкт-Петербург на исполнение гимна России. Получилась немного спонтанная, но тоже очень колоритная и полезная поездка. Более восьми тысяч оркестрантов на огромном стадионе «Газпром Арена», среди которых были элитные оркестры и хоры нашей страны. И гимн – один из главнейших символов страны! Такое не может не сказаться на развивающемся сознании взрослеющих детей.

- Расскажите немного о себе.

- После окончания Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского мне поступило предложение поехать на Дальний Восток, в Хабаровск, заместителем начальника окружного ансамбля песни и пляски. Приехал туда 25-летним дирижёром, а в составе коллектива и заслуженные, и народные артисты России, 170 человек.

Конечно, авторитет завоёвывать было непросто. Но я всегда считал и считаю, что надо просто правильно поступать. У меня есть ряд жизненных принципов, от которых не отступаю. Соответственно, людям со мной и мне с людьми легко. Через четыре года стал начальником и художественным руководителем ансамбля. Так до выхода на военную пенсию в 2013 году проработал в этом прославленном коллективе.

- Чем больше всего привлекала такая профессия?

- Ансамбль песни и пляски ДВО по-настоящему профессиональный творческий коллектив, с мощным артистическим ресурсом. Благодаря тому, что располагались мы на Дальнем Востоке, много сотрудничали со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. По два месяца в году проводили на гастролях в Китае. Объездили и Японию, и Корею, в КНДР были не раз. Очень яркая гастрольная жизнь была, динамичная. К тому же нас любило командование. И мы платили тем же: к каждому празднику в году мы готовили новую концертную программу. Прибавьте сюда гастроли. Просто бешеный ритм жизни был!

- В Анапе Вас знают как одного из солистов муниципального оркестра под руководством Валерия Степанова. А как попали в музыкальную школу?

- Случайно. В школе приболел преподаватель, попросил своих учеников довести до академического концерта. Я не педагог, и, честно говоря, до сих пор убеждён, что педагогика - не моё. Но с детьми общий язык нашли. И мне понравилось. Поэтому, когда директор сделала предложение возглавить оркестр, я не отказался. Сейчас веду класс духовых инструментов. Сам играю на всём, кроме флейты и кларнета. Саксофон, труба, тромбон, туба, баритон.

Но помимо муниципального оркестра я ещё играю на тромбоне в ансамбле джазовой музыки «Диксиленд Джаз- Бенд» у Виктора Ильина. Там исполняем более разноплановую музыку, есть определённая профессиональная свобода, удовлетворение творческого и душевного равновесия. И это очень дополняет исполнение классических произведений в коллективе муниципального духового оркестра.

- Часто ли ребята идут учиться на духовых инструментах? Кажется, они не сильно популярны в нынешнее время?

- В этом и есть основная задача педагога – заинтересовать ребёнка, чтобы он этим загорелся. На фортепиано и гитару в музыкальной школе обычно перебор. Почему-то родители хотят ребёнка именно пианистом. Но духовые инструменты по-своему интересны и разноплановы. Правда, дети в основном выбирают трубу или флейту. Но на трубу и тромбон тоже не каждого возьмёшь, нужно смотреть на физическую форму. Порой труба больше ребёнка оказывается. Тогда смотрим другие варианты.

- Это в разы усложняет задачу создания оркестра?

- Да. В первую очередь надо найти детей. Второе – у каждого из них должна быть хотя бы среднего уровня подготовка. Ведь коллективное музицирование в оркестре – это совсем другая наука. Ребёнок должен и с листа читать, и иметь минимальный опыт работы в коллективе музыкантов. Сейчас я прописываю партитуру под каждого ребенка, учитывая его индивидуальную подготовку.

- Каковы планы Вашего коллектива?

- Есть идеи по поводу репертуара, как я уже говорил, начнём работать в движении, думаю, построим на этом целую программу. Но сначала нужно укомплектовать состав, ведь это же музыкальная школа. Дети заканчивают и уходят из оркестра. А я начинаю всё сначала.

- Что говорите тем ребятам, которые раздумывают, какой инструмент выбрать?

- Просто привожу пример: «В футбол играют все, а на трубе во всём дворе ты будешь один-единственный». А ещё произношу то, что превосходно знаю сам: «Музыканты, которые играют на духовых инструментах, внесены в Красную книгу».

Войти

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Купить билет