Имя в культуре Анапы
Наталья Руднева: «Библиотека - место, где можно реализовать себя»
А вы знали, что в Детско-юношеской библиотеке Анапы можно подтянуть свой английский, стать волонтером, присоединиться к движению посткроссинг, найти уникальную информацию об истории и природе малой Родины, встретиться с известными писателями и поэтами? В рубрике «Имя в культуре Анапы» руководитель библиотеки Наталья Алексеевна Руднева расскажет о том, как книжное пространство стало уютным домом для детей и молодежи, почему читатели стали пользователями, а библиотека старшим другом.
Наталья Алексеевна родилась 12 декабря 1969 года в с. Су-Псех. Окончив школу, в 1987 году устроилась работать библиотекарем в Супсехскую сельскую библиотеку-филиал №23. В 1994 году окончила библиотечно-информационный факультет Краснодарской государственной академии искусств и культуры по специальности «Библиотекарь-библиограф» и стала заведующей Супсехской библиотекой. С 1999 года работает заместителем директора «Анапской централизованной библиотечной системы» по работе с детьми и юношеством и руководит Детско-юношеской библиотекой-филиалом №1 имени В.И. Лихоносова.
Награждена Почетными грамотами Министерства культуры Краснодарского края, Благодарностью главы муниципального образования город-курорт Анапа, лауреат краевого смотра-конкурса «Лидер библиотечных инноваций» и других профессиональных конкурсов.
Разработала и внедрила в практику авторские программы: «В каждом ребенке солнце», «Каникулы без скуки», «Сто дорог – одна твоя».
Вдумчиво читать начала в седьмом классе, выиграв спор с папой, что прочитает роман К. Симонова «Живые и мертвые» в четырех томах за месяц. Со школьных лет занималась спортом, была капитаном команды Краснодарского края по хоккею на траве, имеет 1 взрослый спортивный разряд.
Наталья Алексеевна считает себя счастливым человеком, потому что первый выбор профессии стал ее судьбой!
- Всегда было интересно, библиотекари читают все книги?
- Стараемся. Просят часто: «Дайте что-нибудь для души». Поэтому должны быть в курсе всех новинок. На планерках проводим обзоры. Я читаю, что рекомендует юношеский абонемент. И самой интересно, и не хочется ударить в грязь лицом. У молодежи популярны: фэнтази, американский писатель Н. Спарскс, Х. Мураками уже отстает.
- Вы пришли в библиотеку сразу после окончания школы. Были другие планы?
- В библиотеку утроилась по совету мамы. Она спросила тогда: «Ты же любишь книжки читать?». Большую роль в том, что никуда не уехала, сыграло то, что очень люблю родные края. Куда-то уезжать даже не было желания. Подумала, пойду пока работать, а потом определюсь. Первым делом, конечно, залезла в хранение. Там был библиотечный фонд, который на руки не выдавался, собрания сочинений классики, Дюма. Схватила и давай читать, радостная. А мне говорят: «Ты что, книжки читать пришла?» Думаю, вот странные, пристали, а что еще тут делать? Потом смеялась над собой.
Пришла библиотекарем на взрослый абонемент. Библиотека была в центре села. Две недели отработала, и меня отправили в бригаду, шла через сады, виноградники с политинформаций. Пока рабочие обедали, я рассказывала, выдавала журналы, книги. Обязательно велась тетрадь, где расписывался бригадир о том, что тема прослушана. Такой контроль, хоть все меня хорошо знали. Значит, я не прогуляла, а отработала. Потом обязанности расширились. И Галина Михайловна (директор МБУК «Анапская централизованная библиотечная система») сказала: «Давай, иди поступай».
Училась заочно на детского библиотекаря 5 лет. Успела и замуж выйти, и ребенка родить, и снова выйти на работу. В то время заведующая библиотекой ушла в декрет и на ее место назначили меня. Галина Михайловна говорила: «Всегда всего боишься, но все равно стремишься познать больше, проверить себя». И все пришло со временем. В молодости все дается легко.
- Ваши коллеги поделились, что этим летом исполнилось 20 лет, как Вы работаете заместителем директора, курируете работу с детьми и юношеством.
- Время пролетело, сказали в город переходить: «Ты же закончила детское отделение, тебе все это будет ближе и интересней». Не скрою, было волнительно. Направление очень ответственное. Поэтому, никогда не отказывалась от поездок на различные семинары, курсы. Работая на месте, мы варимся в собственном котле, взгляд «замыливается», а когда выезжаешь в край, участвуешь во всероссийских семинарах, смотришь другой опыт работы, понимаешь, что мы тоже многое можем потянуть, начать применять у себя.
- Например?
- Один раз, вернувшись из Новороссийска, я поняла, что у нас в Центральной детской библиотеке (сейчас Детско-юношеская библиотека №1 имени В.И. Лихоносова) необходимо сделать два читальных зала: для младшего и старшего школьного возраста. До этого была другая структура: два абонемента для младших школьников и подростков. Читальный зал был общий. Старшеклассники, когда приходили писать доклады или рефераты говорили младшим: «Уходите, нам сидеть негде. Не шумите».
Мы сделали для младшего возраста отдельный читальный зал, где выделили игровую зону. Там можно спокойно почитать, с родителями посидеть. С детьми занимались целенаправленно чтением, привитием любви к книге, рассказывали, из чего она состоит, как правильно ее читать. В подростковом зале поставили ксерокс, это было очень удобно.
- А Ваши собственные задумки? У Вас чему-нибудь учились?
- Мы одними из первых открыли сектор краеведения, потому что поняли - фонд литературы большой, его надо выделить. Есть потребность создать архив, базу данных по Кубани и Анапе. К тому моменту, как был введен предмет Кубановедение, у нас уже все было к готово к обслуживанию учеников.
На юбилей в 2001 году нам подарили компьютер, и мы сразу стали его использовать как электронную базу данных. Собирали все интересные вырезки об Анапе и крае, касающиеся экологии, истории, людей, военных лет, которые были написаны нашими краеведами. Это полные и достоверные материалы, которые со временем нигде больше не публиковались. Есть оцифрованные издания 70-х годов. За 20 лет в нашей краеведческой базе накопилось больше четырех с половиной тысяч записей.
Учащиеся приходили с темами «Экология Анапы», «Заповедник Утриш». Информацию было сложно найти. В книгах 2-3 предложения, а в нашей базе данных исчерпывающие материалы. Мы этим гордимся.
Еще мы разработали авторскую муниципальную программу «Диалог». Это общение наших анапских писателей и поэтов с читателями библиотек. С.А. Левин, Т.П. Ускова, В.М. Сапрыкин постоянно участвуют в мероприятиях, представляют свои книги. Спасибо им огромное, что приходят, дарят нам свои книги. Ребята знают, что есть в Анапе свои писатели, что они пишут для них.
- Вы свидетель всех изменений, которые происходили в библиотеке, их инициатор. Как Детско-юношеская библиотека стала такой, какой ее знают все анапчане?
- Я всегда старалась внедрять то, что актуально и что будет востребовано, а главное, повышало бы эффективность нашей работы. В 2011 году объединили Центральную детскую библиотеку и городскую библиотеку-филиал №1, прошел капитальный ремонт. Получилась большая библиотека, отвечающая запросам всего населения - Детско-юношеская библиотека-филиал №1.
Главной всегда оставалась работа с детьми. Если ты ребенка не научишь любить книгу, у тебя не будет потом взрослого читателя. А здесь большой плюс в том, что дети никуда не уходят. Юношеский абонемент и другие отделы рядом. Если учесть, что библиотеки были открыты с 1968 года, уже есть поколения читателей, которые приводят сюда своих детей, внуков. Они очень рады, что в центре города есть такой культурный, информационный центр, который сохранили и улучшают с каждым годом.
Сотрудники тоже идут в ногу со временем, осваивают современные технологии, программы, помогают ребятам правильно составлять доклады, презентации. Библиотекари сделали QR-коды: в телефоне сразу отображаются книги, которые стоят на стеллаже. Ежегодно в сентябре-октябре у нас проходит «Библиомарафон», где мы обучаем читателей младшего возраста, подростков и студентов навыкам поиска и обработки информации. В этом году были студенты первого курса Анапского колледжа сферы услуг. Советуем пользоваться сайтами библиотеки. У нас их два: один общий, один краеведческий. Это заслуга всего коллектива, который предоставляет свои услуги не только в помещении, но и в виртуальном пространстве. В прошлом году наш сайт занял третье место среди городов края после Краснодара и Новороссийска. Стараемся быть востребованными, полезными, необходимыми. У нас высокая статистика посещения сайтов. Практически за год в целом где-то по 25-26 тысяч посещений. За месяц около 2 – 2,5 тысяч. Также мы предоставляем свободный доступ к справочно-правовым системам. Даже стали использовать расширенное понятие: вместо читатель – пользователь.
- В сентябре состоялась XIX Международная конференция «Через библиотеки - к будущему», где часто поднимался вопрос реализации федерального проекта «Модельная библиотека». Чего Вам не хватает, чтобы соответствовать современным стандартам?
- Наша библиотека хочет участвовать в этом проекте. Готовим концепцию, даем заполнять специальные анкеты, чтобы узнать мнение читателей, их потребности. Высокие требования предъявляются к библиотекарям. Надо знать 10 основных компьютерных программ, чтобы обрабатывать информацию. Потом будем анализировать фонды, помещения, чтобы понять, какие зоны добавить. Планы у нас большие.
Будет очень здорово, если у нас получится участвовать в программе. Смотрим готовые библиотеки – там не просто стеллажи, а уютные, комфортные зоны. Есть специальные ниши для сидения, похожие на банкетки. Современное библиотечное пространство. Очень нравится, что в архивах есть передвижные стеллажи, которые позволяют экономить пространство. Расширяется зона для обслуживания.
- А кроме этого есть еще мечты?
- Конечно. Мечтаем сделать отдельный конференц-зал с досуговой зоной, где можно будет проводить онлайн мероприятия. Очень многие библиотеки, увидев наш опыт в Интернете, на конференциях, просят провести отдельные семинары. Еще можно будет проводить онлайн встречи с писателями, с той же Тамарой Крюковой, которая написала много книг для детей и юношества. Мы не можем оплачивать дорогу, жилье, а в таком формате они с удовольствием готовы побеседовать.
В прошлом году Ярославская областная библиотека просила меня выступить по видеосвязи с докладом по созданию краеведческого сайта. Пришлось ехать в Центральную библиотеку.
Для детского отдела есть мечта приобрести столы-трансформеры «ромашку», отказаться от тяжелых столов. В Гулькевичах увидела интересную находку - горку из фанеры в три яруса оббитую ковролином. Можно усадить весь класс, чтобы не гремели стульями, не толкались. Место будет всегда готово. А в зале просторно. Можно танцевать, играть, выступать.
Еще подсмотрели в журнале «Современная библиотека» клумбы в форме книг, чтобы было привлекательно визуально снаружи, скамейки для отдыха, велопарковки. Место позволяет. Цветы мы высадили сами, у нас все лето здесь фотосъемка. Все восхищаются нашими высокими розами.
- Знаю, что в Детско-юношескую библиотеку можно прийти не только за книгой, но и за хорошим настроением. «Ночь искусств», «Библионочь», благотворительные акции, клубы по интересам, волонтерское движение – как приобщиться к Вашей команде?
- Кроме сайтов, мы есть во всех социальных сетях. Информация там постоянно обновляется. Есть свежие анонсы, фотографии с мероприятий, объявления, контакты. Всех приглашаем в замечательный молодежный интерактивно-интеллектуальный полигон «Драйв». Это наши подростки, наш актив, которые выросли и, будучи студентами и после учебы, не могли остаться без библиотеки. Привыкли у нас собираться. Они попросили перенести время заседания клуба с дневного, так как все работают, на вечернее - с 18.00. до 21.00. Галина Михайловна пошла навстречу. Два работника приходят в среду на три часа позже. Молодежь собирается, общается, играет, устраивает обсуждения. У нас уже 4 подразделения. Есть зона интеллектуальных игр и творчества «PlayZone», зона «English time», где волонтер проводит бесплатные уроки-тренинги, учит разговорному английскому, возобновился посткроссинг, есть психологический клуб развития «Дельта», где ребята развивают умение общаться друг с другом, вести себя в обществе в различных ситуациях.
По субботам проводим благотворительную акцию «В кругу друзей». К нам приносят ненужные вещи, книги, одежду. Этой акцией пользуются нуждающиеся семьи. Я нашей молодежью восхищаюсь всегда. Они очень активные, первые знают, что творится в Анапе. Так и с этой акцией. Книги, которых у нас не было, мы оформляем актом в дар библиотеке, а те, которые уже есть, отправляются в буккросинг. Отдыхающие замечают баннер «Чтение для хорошего настроения», подходят, выбирают. Многие покупают книги, а перед отъездом приносят к нам. Мы так пополнились книгами Е. Водолазкина, лауреата премии «Большая книга».
В «Драйве» две пары ребят у нас поженились. Здесь познакомились, стали общаться, встречаться, а потом пришли с обручальными кольцами. Радует, что ребята не слоняются в вечернее время, у нас своеобразный коворкинг, где каждый найдет себе занятие и друзей по интересам. Многие предлагают свою помощь в организации мероприятий. Один - скрипач хороший, другой - на гитаре играет, третий - импровизатор, фокусы показывает. Для детей это большая радость. Когда благотворительная акция выпадает на праздничную дату, например, День кубанской семьи, мы приглашаем их выступить.
Так что и в библиотеке можно стать волонтером. Мы всегда рады видеть всех и открыты для общения. На базе библиотеки действует экологический десант. Ребята из «Драйва» ходят убирать Тургеневский спуск к морю. Также мы первые провели акцию «Анапская зимовка». В выходные дни ходим к морю кормить лебедей и уток.
- Каково быть заместителем директора на таком ответственном участке?
- Заместитель директора – это, прежде всего, администратор. Нужно показать, раскрыть весь потенциал библиотек так, чтобы работа строилась на перспективу. Работа с детьми основная во всех библиотеках. В ЦБС Анапы сейчас 5 детских библиотек. Когда только начинала работать было три: в Анапской, Юровке и городская. Потом открыли в Гостагаевской и Су-Псехе, пока я была замом по работе с детьми. С 2011 года официально прибавилось еще и юношество.
Главная цель – так организовать работу, чтобы дети хотели вернуться, потому что ребенка ты никогда не обманешь. Стоит один раз отмахнуться, и он поймет, что ты ему не нужен. Нам интересны все запросы, внутренний мир, его комплексы, замечаем, когда ребенок стесняется. Наша задача раскрыть его, чтобы он чувствовал себя свободно, а самое главное, умел себя представить, правильно говорить.
Работа требует не только организаторских функций, но и умения шагать вперед. На конференциях, творческих встречах, семинарах обязательно интересуюсь у приглашенных специалистов, какая литература сейчас в тренде, что обсуждают критики, чем стоит пополнить фонд. Потом, когда обрабатываю прайсы, стараюсь заказать хорошую современную литературу.
Своих сотрудников тоже отправляю на подобные мероприятия. То, что я им говорю, вернувшись, недостаточно. Они подмечают другие важные детали, лично знакомятся с опытом коллег. Наша библиотека тоже несколько раз становилась площадкой для обмена опытом: в 2012, 2015, 2017 и 2019 году приезжали детские библиотекари со всей России и ближнего зарубежья, коллеги из Краснодарского края.
- Выходит, библиотеки в какой-то степени дополняют, заменяют школу, влияют на формирование личности? Как бы Вы описали это направление работы?
- Библиотека становится местом общения. Мне нравятся слова директора Российской государственной библиотеки Вадима Дуды: «Библиотека – это не только книги, это территория общения и человеческого роста».
Школу мы никак не заменяем. Изначально роль библиотек – информационная поддержка образования. Но в тоже время мы воспитываем нравственного человека, мы ближе к семье. Зачастую родители заняты, работают, и в свободное от школы время ребенок может прийти в библиотеку, побыть здесь под нашим присмотром. Библиотека выступает как старший друг. В учебное время для ребят в детском читальном зале открыта библиопродленка. Многие, помимо школы, занимаются в кружках, секциях, и, чтобы не ездить домой, приходят в библиотеку. Мы помогаем подготовиться к урокам, занимаем их настольными играми, поделками, рисованием.
Это очень дополняет нашу работу, мы стали ближе к читателю. Все библиотеки проводят досуговые мероприятия. Супсехская детская библиотека первая организовала акцию «Юбилей ветерана Великой отечественной войны». Ветеранам дорого внимание детей, они не хотят больших торжеств. А в такой обстановке они с удовольствием любят общаться. Потом акцию начали проводить другие библиотеки. Юровская детская библиотека уже более 10 лет работает с детским реабилитационным центром, приходят с новинками, проводят мероприятия. Ребята видят внимание, заботу о себе, это помогает в их воспитании.
Основная цель, чтобы библиотека для всех была местом, где можно действительно реализовать себя, расширить свой кругозор, раскрыть свой потенциал, быть полезным обществу.