Имя в культуре Анапы
Светлана Мартьянова: «Ансамбль «Виктория» - уникальный проект в Краснодарском крае»
Руководитель народного хореографического ансамбля «Виктория» города-курорта Анапа Светлана Мартьянова рассказала о становлении ансамбля, своём видении концепции взрослого профессионального коллектива и приоткрыла некоторые секреты профессии педагога-хореографа. С момента основания коллектива «Виктория» и по настоящее время руководителями ансамбля официально являются Светлана Мартьянова и Виктория Аветикова.
Светлана Геннадьевна Мартьянова в 1998 году окончила Челябинский колледж культуры по специальности социально-культурная деятельность и народное художественное творчество (педагог-организатор, руководитель хореографического коллектива), в 2017 году - МГГУ им. М.А. Шолохова по специальности педагог-психолог.
С 2002 года работает в Детской школе искусств № 2 города-курорта Анапа преподавателем хореографии высшей квалификационной категории.
В 2008 году создала детский хореографический коллектив «Молодость», который с 2009 года имеет звание «образцового».
В 2015 году стала руководителем профессионального хореографического коллектива города-курорта Анапа - «Виктория». В 2017 года ансамблю присвоили звание «народный».
В 2015 году постановлением администрации МО город-курорт Анапа занесена на Доску Почета.
Светлана – кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике, мама двоих детей.
- Светлана Геннадьевна, ансамбль «Виктория» заметили сразу с момента его создания. Как возникла идея собрать хореографов и объединить их в профессиональный коллектив?
- Эта значимое событие свершилось благодаря начальнику управления культуры Анапы Марине Борисовне Мельниковой. В 2015 году на заседании художественного совета обсуждали программу для участия в краевом фестивале народного художественного творчества «Во славу Кубани, на благо России». Был год 70-летия Победы и, конечно, хотелось сделать выступление Анапы ярким и запоминающимся. Тогда и решено было создать взрослый танцевальный номер, всё же одной из задач фестиваля обозначена поддержка и реализация творческого потенциала именно взрослого населения Кубани, а профессиональных хореографов в Анапе очень много.
Честно говоря, когда мне было предложено стать ответственной за наше выступление, я была уверена, что это разовый проект. Думаю, что так считали многие. Могу сказать, что мои коллеги были полны оптимизма. С большим потенциалом и огромным желанием воодушевленно принялись «творить». Нашли музыкальный материал, посыпались идеи. Всем было по-настоящему интересно: никто из нас не имел опыта работы с профессионалами, а тут можно было воплотить самые смелые идеи, показать сложные трюки. В итоге мы собрали 18 исполнителей: 8 пар, трюкачи, солисты с национальным материалом. Но это был ещё и разновозрастный коллектив: на тот момент нам было от 20 до 40 лет.
- Как родилось название коллектива?
- Для начала мы дали название номеру, который теперь является «золотым фондом» нашего коллектива – «Победная плясовая». Управление культуры выделило деньги, Городской театр пошил великолепные костюмы, нам закупили профессиональную танцевальную обувь. Вы знаете, на таком подъёме был поставлен номер, столько личных наработок туда внёс каждый исполнитель, что и по сей день, смотря видео, мы можем назвать где чья «рука»: «Вот эту комбинацию Сергей подсказал, а этот красивый элемент Таня придумала, а вот это я показала».
И когда главный режиссёр Гортеатра и этой программы Иван Иванович Иванов увидел нас, счастливых, летящих, в ладно сидящей солдатской форме, то просто сказал: «Назовите ансамбль «Виктория». Пусть в год юбилея Победы всё напоминает о ней».
- Предполагали ли вы, какая судьба ждёт этот разовый творческий эксперимент?
- На фестивале выступили блестяще. Нас сразу заметили, конечно. Призовое место, приглашение на гала-концерт, выступление в Краснодаре на краевом мероприятии в честь Дня Победы. Номер мы работали и на открытии сезона, и на Дне города в Анапе, выезжали с ним на самые значимые мероприятия Кубани. Со своей постановкой «Победная плясовая» работали в одной программе с Кубанским казачьим хором и с государственным ансамблем танца и песни «Кубанская казачья вольница» наравне. Шутили: «Победная плясовая пошла по краю».
Этот проект нас так увлек, что далее «родилась» следующая постановка - «Флотская праздничная», которая зарядила нас ещё большей энергией, идеи просто переполняли. Тогда и стало понятно, что мы – состоявшийся серьёзный коллектив.
- Все постановки делались в стиле академического народного танца?
- Работали в разных амплуа. И опять же, благодаря разносторонней подготовке участников коллектива. Так получилось, что большинство нашего мужского состава – профессионалы бального танца. Они предложили сделать к 8 марта номер «Ретро-парк» на основе бальной хореографии. Танец парный, он получился очень эффектным. Оказывается, так легко работать номер, когда партнёры профессионалы! Нам, девушкам, оставалось только изящно двигать ножками.
И снова танец вошёл в программу всех муниципальных мероприятий. Затем была народная пляска «Казачье разгуляй», там уже работали с шашками, делали множество сложных элементов. Номер «Русское раздолье» покорил сложностью танцевальных элементов, и снова - яркие костюмы, масса положительных эмоций. В проекте «Горгиппия» у нас тоже есть целая хореографическая композиция на тему Греции, в которой мы работаем хореографию Эллады. Один из последних номеров, представленных нашему зрителю– «Ярмарка», именно её мы показали на фестивале «Во славу Кубани, на благо России» в 2018 году. Этот номер был совместной работой театров, национальных коллективов. Получился грандиозный и колоритный «Венок дружбы». Так что I место в 2019 году по итогам этого фестиваля - в том числе и заслуга «Виктории».
- Как Вам удаётся совмещать работу в «Виктории» с руководством детского коллектива «Молодость»?
- Когда мне предложили проект «Виктория», я не задумывалась. Единственный вопрос: где взять время? Сложность состояла в том, что контингент коллективов разный. Там дети, тут взрослые. Это и иная атмосфера, и подача материала, и совсем другие отношения. Большую часть коллектива «Виктории» составляли мои друзья, то есть на время репетиций менялись роли. К этому надо было привыкнуть, приспособиться, всё учесть. Как, например, сказать взрослому человеку, что мы будем работать на этой площадке не два ранее обговорённых часа, а пять? Я же понимаю, что все люди взрослые, у каждого - свои планы, но вот сейчас есть такая необходимость.
Пожалуй, с детьми было намного легче. Но тогда я, как спринтер, видела конечную цель и знала, что нужно взять дистанцию. К моменту создания «Виктории» я ещё одновременно училась в МГГУ им. М.И. Шолохова, получала образование педагога-психолога. Окончила институт в 2017 году. И тот год стал во многом знаковым для меня: мы отметили 10-летие «Молодости», а «Виктория» получила звание народного коллектива.
Сейчас понимаю, что благодаря такой нагрузке, серьёзному и очень нужному образованию и любви к танцам я сильно выросла и в профессиональном и в личностном плане.
Сегодня ансамбль «Молодость» является «образцовым», все участники коллектива - учащиеся Детской школы искусств №2. Начинания «Молодости» и стремление к победе неизменно поддерживает директор нашей любимой школы Галина Викторовна Кириллова. Многие выпускники учатся в профессиональных хореографических вузах и колледжах Краснодара, Сочи, Москвы. Их любовь к искусству танца переросла в профессию, и я очень этим горжусь.
Солисты ансамбля -13 человек - получили премию главы Анапы одаренным детям в области культуры и искусства, а также губернаторскую премию. Сегодня ансамбль «Молодость» - это более 100 девчонок и мальчишек от 5 до 18 лет, победители международных, всероссийских и краевых конкурсов и фестивалей в области академической хореографии, обладатели Гран-при, участники самых ярких и массовых мероприятий города-курорта Анапа и Краснодарского края.
- Такая тяга к танцу зародилась у Вас с самого детства?
- Думаю, что ещё до рождения. Мама с папой танцевали в народном коллективе, и я, наверное, приплясывала, будучи в животе. Вообще атмосфера, которую создали нам с сестрой родители, не предполагала иного пути, кроме как в культуру, музыку, танцы. Папа, Геннадий Сергеевич, помимо того, что увлекался танцами, играл на многих музыкальных инструментах, не имея при этом профессионального музыкального образования. Играл в оркестре. А я слушала и наблюдала. Из глубокого и удобного чемодана, куда меня маленькую укладывали на время концертов, я разглядывала длинные ножки пюпитров, огромный раструб тубы и медные лабиринты валторны. До сих пор замираю, когда слышу звуки оркестра: вспоминается что-то родное и очень дорогое.
А мама Наталья Григорьевна не просто танцевала в ансамбле: она пела и создавала замечательные костюмы своими руками. Когда подросла сестра, мы выступали всей семьёй на главной сцене нашего родного города Усть-Катава Челябинской области в ослепительных нарядах, сделанных мамиными руками.
Родители и тогда, и сейчас поддерживают меня во всём. Я и танцевала, и занималась в музыкальной школе, и показывала великолепные результаты в спорте (легкой атлетике), посещала театральную студию.
- Но спортивный характер себе выковать успели.
- И тут тоже наследственность. Бабушка - педагог с большим стажем. От неё у меня стремление к порядку, к решению сложных задач, к правилам, к соблюдению обязательств. И, конечно, я много взяла для себя за время обучения в Челябинском колледже культуры. Обогатили и педагогические принципы, которых придерживались педагоги МГГУ им. М.И. Шолохова.
А родители поддержали меня даже с переездом в Анапу. И сейчас со мной вся моя семья: и муж, и дети, и мама, и папа. Сестра - Оксана Геннадьевна Смирнова - работает в «Молодости» педагогом-хореографом, она профессиональный балетмейстер. Она также прошла обучение в Челябинске и выбрала для себя направление современной хореографии. Кстати, Оксана - тоже артист народного хореографического ансамбля «Виктория».
А ещё у нас в ансамбле «Молодость» великолепный преподаватель, влюблённый в классический танец – Татьяна Геннадьевна Никитина из Ижевска. То есть воспитанники «Молодости» получают полный спектр знаний и танцевальных навыков.
Знаете, многие педагогические истины я впитала во время учёбы на педагога-психолога. Тогда и поняла, что абсолютно на своём месте. Это образование помогло и в работе, и в жизни, и в восприятии мира в целом. Пересмотрела в корне свою работу с детьми. Поняла, что родители моих воспитанников - это люди с большой буквы, они искренне и полностью заняты своими детьми. Хореографию и отношения внутри ансамбля «Молодость» я называю целым «городом» в большом городе, в котором дети – это жители, а родители – дома этого города. Без домов невозможно было бы построить город, а без жителей не было бы смысла строить. Наш город живёт, ходит в гости, дружит. Знаете, как бывает: если игрушка одного ребенка попала в руки ещё пятерым, то все они уже родные. В нашем городе под названием «Молодость» родное – это хореография. Я очень благодарна судьбе, что профессия «педагог» выбрала меня. А благодаря совместной работе с преподавателями Оксаной Геннадьевной и Татьяной Геннадьевной я могу расширять и расширять собственные горизонты.
- Вы говорите о наборе профессиональных хореографов в народный ансамбль танца «Виктория»?
- В том числе и об этом. «Виктория» - это уникальный в своём роде проект, который нравится и нам, исполнителям, и заказчикам – управлению культуры. И, конечно, зрителям, среди которых – наши же воспитанники, юные танцоры. То есть «Виктория» ещё и педагогический проект. Своим творчеством мы поддерживаем народную культуру, национальное самовыражение. Сейчас состав «Виктории» -это высоко профессиональные артисты, которые работают с первых дней существования коллектива.
Вся Россия знает Анапу как город ярких мероприятий, креативных решений, город-праздник. Поэтому создание массовых тематических постановок на главной сцене города – Театральной площади, где численный состав артистов порой достигает 500 человек, – это и ответственность, и талант. В таких постановках «Виктория» занимает ведущее место. Сегодня многим ясно, что «Виктория» - проект выдающийся и очень нужный нашему городу. Именно поэтому так важно, чтобы нас услышали профессиональные хореографы и привнесли свою искру в творческое развитие ансамбля.