Имя в культуре Анапы
Татьяна Кукко: «На создание танцевальных образов меня вдохновляет жизнь»
Одна из самых элегантных и утончённых профессиональных хореографов Анапы, создатель танцевальных спектаклей, руководитель хореографических коллективов «Антарес» и «Акварель», едва ли не самое узнаваемое лицо анапского ансамбля балетмейстеров «Виктория» Татьяна Геннадьевна Кукко в рубрике «Имя в культуре Анапы» рассказывает о себе, поддержке опытных коллег в своём творческом становлении и о тех мыслях, что даёт зрителю ассоциативная и иносказательная хореография современного танца.
Татьяна Геннадьевна Кукко (Прыткова) родилась 8 июля 1976 года в Анапе.
В 1990 году окончила Детскую школу искусств № 4 города-курорта Анапа по специальности «фортепиано».
С 1992 года, будучи ещё школьницей, начала работать педагогом-хореографом в ДК станицы Анапской.
В 1999 году окончила Анапский филиал Академического правового института по специальности «юриспруденция».
В 2011 году окончила Геленджикский институт искусств по специальности «народное художественное творчество (хореография)».
Основатель и руководитель Образцового художественного ансамбля танца «Акварель» с коллективом-спутником «Акварелька» и Народного хореографического коллектива «Антарес», одна из солисток народного ансамбля танца «Виктория».
В 2017 году имя Татьяны Кукко занесено на Доску Почёта города-курорта Анапа.
Замужем, воспитывает двух дочерей.
- Я так долго работаю в Доме культуры станицы Анапской, что мне кажется, что уже просто знаю всех и всё про него, - начала разговор, улыбаясь, Татьяна Кукко.
- А когда Вы в первый раз пришли туда?
- В шесть лет. Но вообще танцевала всегда и везде с самого детства, поэтому, когда мама привела меня в Дом культуры в Анапской, это было просто продолжение моей обычной жизни. И этот первый опыт встречи с хореографией, с искусством, настоящей культурой, наверное, оказался решающим.
Наша семья была довольно большой. Часто собирались в доме у бабушки и дедушки с двоюродными сёстрами, придумывали концерты, танцевали и пели. Дедушка играл на балалайке, родные сёстры отца очень хорошо пели русские народные песни. По линии отца я сибирячка, и многие песни, что слышала в детстве, до сих пор знаю наизусть. Вообще была очень лёгкой и музыкальной. Наверное, поэтому меня отдали в музыкальную школу на фортепиано.
Тогда музыкальная школа располагалась в стареньком здании на улице Новороссийской. Была уютной и очень располагающей. А первым моим педагогом по фортепиано была Галина Ефимовна Иванова. Как-то услышала, как я пою, и отправила в ансамбль «Солнышко», которым руководил Иван Иванович Иванов. А в музыкальной школе я тоже пела. В хоре, которым руководила Татьяна Григорьевна Глебова. Вот и получается, что многих наших мэтров в культуре я знаю с самого детства.
- Пели в ансамбле, играли на фортепиано, выступали с хором…
- Была в школе председателем Совета отряда, занималась в Клубе интернациональной дружбы, с которым ездили на конференции, сборы. Там тоже пели и танцевали. Настолько яркой и насыщенной была моя детская жизнь. Концерты, мероприятия, гастроли, выступления. Совершенно некогда было подумать о чём-то другом, везде всё успевала, как сейчас понимаю, только благодаря огромному желанию. Родители всегда знали, что я при деле, не волновались, даже если возвращалась поздно, ведь и сами много работали. Мама - Наталья Николаевна - работала поваром, папа - Геннадий Дмитриевич - водителем автобуса. С другой стороны, такая насыщенная жизнь заставила довольно рано повзрослеть и научиться самостоятельно принимать решения.
Потому и не долго раздумывала, когда мне, старшекласснице, предложили вести занятия в родном коллективе. Хотя поначалу растерялась: в нашем ансамбле «Улыбка» тогда было несколько групп, плюс группа аэробики. Но на помощь пришёл директор ДК Валерий Васильевич Кочанович. Он был преподавателем бальных танцев, первым моим педагогом в хореографии. К тому же мы жили рядом, Валерий Васильевич хорошо знал моих родителей, а его жена преподавала у меня в школе географию. А ещё я дружила с его сыновьями – близнецами Олегом и Алексеем, которые были на год старше.
И вот 16-летней школьницей я вошла в родной Дом культуры уже в новом качестве. В те годы работа в культуре серьёзно отличалась о нынешней, не было такого количества документов, нормативов, жёстких правил. Мой арсенал тогда – книги, пособия по преподаванию бального танца и кассетный магнитофон. Так я работала и творила со своими подопечными в ансамбле «Улыбка» и одновременно заканчивала школу.
- Как пришли к мысли профессиональной хореографической карьере?
- Очень хотела работать, ставить танцы. Понимала, что надо учиться серьёзно. И поступила в Анапский филиал Академического правового института. А после года очного обучения поняла, что просто не могу не танцевать. И с 1995 года у меня в трудовой книжке красуется единственная запись, сделанная в Доме культуры станицы Анапской. Полученный диплом юриста был благополучно положен на полку, а я танцевала, преподавала, репетировала, в общем, жила той самой жизнью, к которой с самого детства стремилась душа.
Тогда же, в 1995-м создала свои ансамбли «Антарес» и «Акварель». Профессионально росла вместе с его участницами. Мы занимали призовые места на конкурсах, участвовали во всех городских и многих краевых мероприятиях. Был небольшой перерыв в 2003 году, когда родились мои дочки-близнецы Маша и Даша. Но ровно через год снова была в строю. И опять появлялись танцы, идеи, характеры, которые непременно хотелось воплотить на сцене. Пришла к пониманию танца как искусства, материалом для образа которого служит человеческое тело. Начала глубоко изучать современные танцы, благо к тому времени мастер-классы перестали быть редкостью.
Много общалась со своими юными подопечными. И сейчас уроки импровизации – одни из самых любимых в моих коллективах. В отличие от эстрады современные танцы казались мне более насыщенными смыслами, дающими возможность лучше узнать себя, погрузиться в глубины самосознания и дать пищу для размышления зрителю. В те годы поняла, что отчаянно нуждаюсь в базовом хореографическом образовании. Поэтому, когда Геленджикский институт искусств набрал первое экспериментальное хореографическое отделение, без сомнений принесла свои документы туда.
Это было по-настоящему захватывающее и очень прикладное образование: я училась на практике, занималась всеми видами хореографии наравне с юными девчонками, только что окончившими школу.
- В Анапе Вас знают как первооткрывателя такого направления в танцевальном искусстве как хореографический спектакль…
- Импульсом к нему как раз и послужило то образование, которое получала в Геленджике. Моя дипломная работа была посвящена постановке хореографического спектакля. Взяла любимую многими на Кубани тему «Ночь перед Рождеством». И сделала постановку в народно-стилизованном ключе. Помимо хореографии продумала всё: костюмы, декорации, музыкальное оформление. Работать было очень интересно, потому что всегда могла проконсультироваться со своими педагогами. Позже поставила этот спектакль в родном ДК, и мы его несколько раз с успехом показали. До сих пор с удовольствием вспоминаю тот период, потому что такой подход к танцам в те годы был как минимум необычным. И очень благодарна директору Дома культуры Светлане Ивановне Хижняк за всестороннюю поддержку всех моих начинаний. Её внимательное отношение, помощь и доверие открывают самые широкие горизонты для творческого процесса.
- Сегодня Вы один из признанных мастеров современной хореографии в Анапе. Почему решили развиваться именно в этом направлении?
- Я бы сказала так: постепенно перехожу с эстрады на современную хореографию. Меня всегда в танце привлекала сюжетная линия, и до сих пор считаю, что без сюжета танец пустой. Конечно, в танце можно раскрыть образ, но если это история, разложенная по-режиссёрски и рассказанная телом, то это же здорово!
Приучаю и своих воспитанников задумываться над тем, что они хотят донести зрителю. Садимся в кружочек. Спрашиваю: «Если вы боитесь, то как?» Хоть и сама много думаю, «подсматриваю за жизнью», но дети приносят ещё больше вариантов ответов на такой вопрос. Многое для танца черпаю именно из общения с ними. Перед тем как ставить номер, мы обязательно обсуждаем идею танца, лишь потом её реализуем. Это заставляет детей по-новому взглянуть на себя, свой мир и мир другого.
Сейчас в современной хореографии для развития самоощущения детей есть занятия по импровизации. Очень увлекательно наблюдать за самыми маленькими. Они всегда удивляют. Вот бегут по залу, предлагаю им остановиться в каком-либо образе. Это может быть «зонтик», «лужа», «пирожное». Слышу: «А я откусанное пирожное!», «А я пирожное с вишенкой!». Смотрю и вдохновляюсь, и готова развивать эту тему шире, глубже. Получается, что дети подталкивают к направлению, куда двигаться дальше.
- Откуда черпаете идеи?
- На время отпуска стараюсь освобождать «карту памяти», пытаюсь в этот период остаться пустой. Ничего не жду, специально не ищу. Люблю море, путешествия с мужем и дочками, вдохновляюсь природой, читаю книги, очень люблю смотреть умные фильмы и спектакли.
Сильное впечатление произвела на меня «Опера Бастилия» - оперный театр в Париже. Мы попали как раз на спектакль современной хореографии. Поразила атмосфера театра. Казалось, даже стены источают запах дорогих духов, настолько утончённо и высоко там подаётся искусство. Тогда-то явственно ощутила, что современная хореография – это искусство человеческого тела, которое построено на красоте и передаче внутреннего состояния. В том парижском спектакле из декораций были лишь две тонкие ширмы, которые ставились под разными углами. В отличие от пышности декораций классических балетов, здесь мы не отвлекались, видели только пластику тела. После таких потрясений, вызванных искусством, обдумываю увиденное несколько дней.
Часто вдохновляет музыка. Бывает, слышу мелодию и понимаю, что «пошли картинки». Когда задаюсь целью, то все, что могу, подыскиваю для реализации будущего образа или сюжета. Временами идеи приходят в таком количестве, что беру и записываю. Увижу у кого-то позу, скульптурность, линию, зрительный толчок, и поселяется зерно будущих постановок. И это зерно может зародиться от всего, материалом для новых сюжетов становится сама жизнь.
- Ваши «Истории, рассказанные стулом», которые зритель увидел в декабре 2018 года, произвели настоящий фурор, стали культурным событием Анапы…
- Вдохновило на постановку спектакля стихотворение Иосифа Бродского. Помните: «Стул состоит из чувства пустоты…»? Со строк Бродского, чуть переделанных под идею, и начинался спектакль. В последнее время стараюсь отходить от обычного формата ведения концертов. Исключила ведущих, зритель слышит записанные тексты, стихи, прозу, которые часто читаю сама.
Сейчас в своих спектаклях использую сюжетную линию полностью: все компоненты в постановке работают на главную мысль или идею. Режиссуру и хореографию тоже выстраиваю сама. Часто обращаюсь за помощью к своему другу Гаяне Ивановне Визирян, художественному руководителю двух театральных коллективов Анапы. Она всегда подсказывает, направляет. И, конечно, участвует со своими коллективами в наших постановках. Приглашаю на концерты «Антареса» и «Акварели» и вокальные коллективы, чтобы не утомлять зрителя одной лишь хореографией.
Часто танец - это провокация, эмоциональный и интеллектуальный шок, некое открытие, которое расширяет сознание. Когда тело, мысли и чувства ищут и экспериментируют с пространством и временем, это не развлекает зрителя, а побуждает к эмоциональному переживанию, осмыслению себя в мире.
- Когда находите время для таких сложных постановок, глубоких мыслей?
- Помогают все, кто рядом. Сейчас в моих хореографических коллективах около 80 человек. Бывает так, что в знаковые для города дни один коллектив выступает на одной площадке, другой – в другом конце города, мы с «Викторией» едем танцевать в третье место. Тогда выручают родители. Одна из самых надёжных – мама моей воспитанницы Ольга Викторовна Усатова.
Дома своей мудростью, спокойствием, выдержкой очень помогает муж – Семён Саввович Кукко. Его деятельность никак не связана с культурой, он руководит автотранспортным предприятием. При этом часто на нём все технические и организационные моменты моей профессии. Он знает всех моих коллег, видит, насколько наша работа важна, серьезна и ответственна. Сейчас понимаю, какое это великое счастье – иметь понимающего и во всём поддерживающего мужа.
Интересно, что в 2017 году нас обоих – и меня, и Семёна – представили к занесению на Доску Почёта города-курорта Анапа. Портреты повесили рядом, и девочки наши очень этим гордились.
- Дочки тоже прославляют фамилию Кукко в хореографии?
- И Маша, и Даша танцуют в моём «Антаресе». 1 сентября 2019 года им исполняется 16 лет. Так же, как и я, обе с шести лет танцевали. Видимо, передалось и чувство ритма, и музыкальность. В прошлом году с отличием окончили хореографическое отделение Детской школы искусств № 2, занимались у Светланы Геннадьевны Мартьяновой. Многое придумывают сами, учатся в гимназии «Эврика», там ставят танцы для всех праздничных постановок. Конечно, иногда обращаются ко мне с вопросами. Я подсказываю, направляю.
Не исключаю, что в качестве будущей профессии они выберут хореографию. Пока наблюдаю. Ведь наша профессия предполагает постоянную отдачу. Ты должен забыть о нормальном сне, нормальном питании, не стоять на месте, постоянно трудиться. Сейчас вижу, как они глубоко погрузились в изучение языков. Пока им интересно всё, и я готова поддержать любое их решение.
- Чем планируете удивить зрителя, о чём мечтаете в творческом плане?
- Вот так точно не могу ответить на этот вопрос. Меня всегда удивляли люди, которые могли запланировать себе сюрпризы, строили воздушные замки. Наверное, я настолько наслаждаюсь жизнью и своей профессией, что всегда ощущаю себя в потоке. Даже не могу назвать это работой, потому что это моя жизнь, моё творчество. Мне интересно жить, понимать, что обязательно произойдёт что-то интересное и быть готовой удивляться и радоваться этому. Точно знаю, что в таком состоянии обязательно зародится что-то новое, необыкновенное. Неожиданное оставляет больше впечатлений, больше эмоций, двигает тебя к прекрасному.
Я и в занятиях не загадываю, что должно получиться строго по-моему. Считаю, что для понимания танца, чувствования его ребёнок должен наслаждаться процессом. Ведь любой вид хореографии – это разрядка, диалог со зрителем, со своим «Я». Сама получаю огромное удовольствие от занятий. Прихожу в класс, включаю музыку, и всё плохое отступает. Так и принимаю от жизни сюрпризы и радости. Уверена, что счастье находится у каждого внутри. И красота мира в глазах смотрящего!