Имя в культуре Анапы

Александр Трущенко: «Важно, чтобы дети каждый раз узнавали что-то новое»

Еженедельно в Народном краеведческом музее ст. Анапской проходят экскурсии и исторические уроки. Там можно подержать в руках настоящий миноискатель и пейджер, встать за легендарный «Максим» и примерить лапти, прочитать фронтовые письма и газеты 70-летней давности. В рубрике «Имя в культуре Анапы» заведующий музеем Александр Иванович Трущенко расскажет, чем живет современный историк и в каких примерах нуждается подрастающее поколение.

Александр Иванович родился 5 января 1956 года в г. Нарьян-Мар. В Анапской закончил 8 классов и поступил в Казанское суворовское военное училище. В 1977 году окончил военно-политический факультет Ростовского ВВКУ им. Главного маршала артиллерии М.И. Неделина. Проходил службу на различных должностях военно-политических и воспитательных структур воинских частей 4-го Государственного центрального межвидового полигона (г. Знаменск Астраханской области, г. Приозёрск (Казахстан) Ракетных войск стратегического назначения. Полковник запаса, отмечен правительственными и ведомственными наградами за безупречную службу и отличия по службе, награжден медалью «Главный маршал артиллерии М.И. Неделин», памятным нагрудным знаком «70 лет освобождения Анапы и Анапского района от немецко-фашистских захватчиков 1943-2013», медалью Российской муниципальной академии «За вклад в развитие местного самоуправления». В апреле 2016 года стал заведующим отделом краеведения (Народного краеведческого музея им. И.С. Трущенко) ст. Анапской. Жена - Лариса Васильевна Трущенко, старший лейтенант медицинской службы запаса. У пары двое детей и уже трое внуков.

«Наша задача – дать вектор поиска информации»

- Александр Иванович, сегодня Вы провели два мероприятия в школах. Но нет круглых дат, событий, которым можно было бы посвятить урок. Что Вы подготовили?

- В этом году одна из главных тем работы музея – 75-летие освобождения территории СССР от фашизма. Сегодня рассказывал о Восточно-Карпатской наступательной операции, которая проходила в это время в 44-ом. Это уже девятый такой урок. Десятый будет об освобождении Карелии и Норвегии. Идем по «10-ти сталинским ударам». Свой рассказ всегда подкрепляю фрагментами из документальных и художественных фильмов, фотографиями. И если в этих сражениях участвовали наши станичники, кубанцы, то обязательно показываю их.

Хотелось бы обратить внимание на то, что мы помним, зачастую, только высокие даты, круглые годовщины больших сражений. Но забываем о частных случаях, которые тоже достойны внимания. Например, дни рождения тех, кто участвовал в освобождении.

- Музей у Вас отличается. Он живой, меняются экспозиции, вы делаете выездные мероприятия. Как построена работа?

- Всегда готовлю то, что мне самому было интересно, будь мне столько же лет, как и моим посетителям. И интересно, познавательно и для меня нынешнего. Считаю, важно, чтобы дети каждый раз узнавали что-то новое, не только, если упростить, о Гастелло, Талалихине и Матросове. Их подвиги повторили, а то и совершили ранее, сотни солдат. Работаю с детьми от 8 до 16 лет. Сложно, хоть есть и свои дети и внуки. Все разные, ко всем нужен подход. На следующей неделе поговорим о казаке-воине и первом кубанском писателе и историке, участнике штурма турецкой крепости Анапа в 1828 году Якове Кухаренко.

Второй год подряд проводим исторические конкурсы среди школьников и студентов. В прошлом году он был посвящен 75-ой годовщине освобождения Кубани, в этом году – 75-летию освобождения СССР от немецко-фашистских захватчиков и 190-летию Адрианопольского мирного договора. Можно проявить себя в различных направлениях, мы принимаем все работы от моделирования и рисунка, до эссе и очерка. Желающих всегда много. Главное, чтобы участники любым способом выразили свое отношение к Великой Отечественной войне, Победе. Кто-то хорошо рисует, но плохо излагает мысли, кто-то, наоборот. Но у всех есть мнение, есть, что сказать своим сверстникам.

- То есть можно просто написать о своих родственниках, принимавших участие в войне?

- Да. У меня накопилось много таких очерков, докладов, сочинений. Многие представлены в экспозиции. На каждой папке указано имя автора, в каком классе учится. Вместе с работой второклассницы лежит труд студентки второго курса. Самое приятное, что им помогают родители, братья и сестры. Пусть у малявки всего на полстранички написано, но она старалась, думала о своем прадедушке, которого никогда не видела. В своих публикациях обязательно ссылаюсь на сочинения ребят, они же основаны на фактах. Некоторые, побывав в музее, больше узнают о своих предках, находят их на фотографиях. Другие видят, что кто-то о своих узнал, тоже приходят. Я только «за». Говорю, приходите, хоть пару строчек найдете. Где работали бабушки и дедушки, чем занимались, чего достигли.

- Вы делаете акцент на том, чтобы дети мыслили, рассуждали.

- У них сейчас много информации, нужной и ненужной. Вопрос, из всего обилия ту ли они информацию берут? Наша задача - дать им вектор, в котором выбирать эту информацию. На своем уровне, по мере возможности, стараюсь направить. В конце каждого урока или экскурсии оставляю немного времени, и мы вместе рассуждаем, зачем нужны такие мероприятия. Беседы приобретают философский оттенок. Спрашиваю: «Ты любишь Родину?». «Да, люблю», - отвечают. «А что такое любить Родину?» И начинаем думать. Приходим к тому, что пока хватит и того, что ходим в школу, хорошо учимся. А потом нужно обязательно получить профессию и приносить пользу себе, окружающим и стране.

- Как формировалось Ваше отношение к войне, что повлияло на Вас?

- Раньше люди, прошедшие через тяжелейшие испытания войной, жили себе и жили, никто не кичился, просто продолжали восстанавливать хозяйство, помогали своим близким, жизнь шла своим чередом. Это было обыденностью, всем было тяжело, все боролись, все трудились. Боевые ордена начали надевать только с 65-го года, когда 9 мая вновь стал нерабочим днем. Отец тогда начал писать о некоторых из них. И я, конечно, интересовался. Так узнал, что сосед дядя Вася, оказывается, воевал, вся грудь в орденах. Учитель биологии, которого, мы по детскому непониманию окрестили «циклопом», оказался, летчиком, стрелком, получившим ранение в голову. Представить невозможно, каких усилий ему стоило выжить. Он смог окончить педагогическое училище, институт, стал учителем. Какой там смеяться! У нас много было таких людей, кто превозмог свои немощи. Учились, работали, получали ордена за свой труд. В такой мы обстановке росли. С тех пор и стремление общаться с такими людьми, узнавать о них.

- Значит, Ваша главная задача – это все сохранить, запечатлеть, передать?

- Часто слышим фразу в преддверии 9 мая, сейчас, в преддверии 75-летия победы: «Мы помним». Но нужно задаться вопросом: «А что такое – помнить?» Что вкладывает человек в эти слова? Для меня это значит, что-то делать, прежде всего, действовать. Сделать так, чтобы эта память сохранилась и пошла дальше. Чтобы подрастающее поколение переняло все лучшее от тех, о ком помнит, их волю, чтобы на них повлияли рассказы о тех, кто не пришел с войны или же о тех, кто продолжал жить, созидать.

Поэтому я категорически против коммерциализации музейного дела. Зачем брать деньги за выставки, экскурсии? Это наш долг. Мы должны передать им это. Чтобы они нормально жили, чтобы у них не было подмены понятий, сохранилось уважение к людям, к своей стране, появилась ответственность перед ней. Коммерция и все это находятся на разных полюсах.

Сегодня появились определенные трудности в исследовательской работе. Мало живых свидетелей. Ушли те поколения. В прежнее время их рассказы были знакомы всем. У каждого была своя трагическая история. А теперь такое трудно представить, но почти некому рассказать.

Нам повезло больше. Было легче, потому что все люди, очевидцы жили рядом, была соответствующая атмосфера: октябрята, пионеры, достойные примеры, литература. Это и «Молодая гвардия», и «Как закалялась сталь». Недавно провел литературно-исторический урок, посвященный 115-летию Н. Островского. Его творчество сыграло выдающуюся роль в воспитании поколения, которое выросло, закалилось в 20-е - 30-е годы и внесло важнейший вклад в нашу Победу над фашизмом. Павел Корчагин был нравственным образцом. Островский умер в 1937 году, но написал о той страшной силе, которая приближается. Именно поколение корчагинцев, когда погибла основная обученная масса полупрофессиональных военных, стало опорой армии. А сейчас эти книги не включены в школьную программу.

- Музей, можно сказать, рос вместе с Вами. Расскажите о первых воспоминаниях, связанных с ним.

- Отец работал заведующим клубом ст. Анапской. В детский сад я не ходил. Конечно, у него на работе пропадал. В то время у него появилась идея создать краеведческий уголок. Накопленного материала было много, подключилась вся станица, вскоре была открыта комната Революционной, боевой и трудовой славы ОПХ «Анапа». Шесть разделов, стенды и экспонаты отражали самые значительные периоды в истории станицы, а в центре событий каждого периода – жизнь людей. Отец со многими был знаком, писал о них в районные и краевые газеты, общесоюзные журналы. При музее работал отряд следопытов. И я, конечно, со своими друзьями был в нём.

- Вы связали свою жизнь с военной службой. На это повлияли детские впечатления?

- Мне кажется, я и в суворовское училище пошел, потому что общался с такими людьми. Память об их подвигах у меня выразилась так, что я решил стать похожим на них, стать защитником Родины. И это при том, что был болезненным мальчиком, с детства ставили врожденный порок сердца, никто не верил, что у меня в этом направлении что-то получится.

Родители говорили, что я родился с автоматом в руках, все игры были с перестрелками. Загорелся тогда, занялся спортом, начал сам себя готовить. Хотел, конечно, в Нахимовское, грезил морем. В итоге получилось поступить в Суворовское училище в Казани по разнарядке в военкомате. В Краснодар на переосвидетельствование сам ездил сразу после выпускного в восьмом классе, доказывал, что здоров. Учился на отлично, поэтому сказали пройти собеседование. А это оказалось пострашнее экзаменов. Диктант с первого раза не сдал – отрывок из «Войны и мира», думы князя Андрея о дубе. Там было много авторских знаков, погорел на том, что все сделал по правилам. Но во мне заметили стремление, тезка мой, командир роты подполковник Логвиненко спросил: «Учиться хочешь?» Ответил твердо: «Да». «Значит, готовься к пересдаче, а со своим потоком иди на медкомиссию».

Куда после училища идти, долго не думал. В голове еще шумело море. Записался в Киевское политическое военно-морское училище. Но отказали, из-за проблем с носоглоткой. Поступил в итоге в Ростовское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск стратегического назначения. Там встретил супругу, она училась в мединституте.

После училища распределили в г. Капустин Яр (ныне Знаменск) Астраханской области. От Волгограда 120 км. Первый советский космодром. Попал в автомобильные войска. Уже, когда капитаном служил в полку связи, через горкомы комсомола разыскивал связистов – Героев Советского Союза, переписывался с ними. Знаете, какой воспитательный эффект был для солдата, когда ему писал Герой, да ещё из его родного города. Тогда же через те же горкомы создали в «Ленинской комнате» подразделения целый музей были в капсулах горсти земли Городов-Героев с настоящими свидетельствами тому. Пришло время получать майора, предложили поехать в г. Приозёрск (Казахстан). Там отслеживали технические данные полёта ракет. За подполковником вернулся обратно в Капустин Яр через 10 лет. Уже можно рассказывать, работали мы над испытаниями новых образцов ракетной техники. У нас даже была специальная установка «подводная лодка» в степи. Она повторяла все маневры настоящей субмарины. Могу похвастаться тем, что перед тем как уйти из части, участвовал в сдаче «Искандера» Государственной комиссии. Приезжал сам начальник Генерального штаба генерал армии Михаил Петрович Колесников, наш, кстати, кубанец. Закончил службу во многофункциональном учебном центре по подготовке различных военных специалистов.

Музей в «наследство»

- Когда отца не стало, вернулся в Анапу – маме доктора отрезали ногу, надо было помогать. В 2001 году стал обозревателем в «Анапском Черноморье». Отец сотрудничал с редакцией много лет, а я всегда занимался журналисткой деятельностью, когда было необходимо, писал о событиях в части, работал со СМИ. Сначала отвечал за силовой блок, писал о воинских частях, сотрудниках милиции, МЧС, выискивал интересных людей, как и отец. Нашел, например, почетного кукурузовода в Нижней Гостагайке, художника в Виноградном, который написал портреты 30 Героев Соцтруда своего села и сам мастерил музыкальные инструменты. Всегда везло встречаться с интересными людьми, от каждого что-то брал. Какой-то жизненный заряд, какие-то правильные установки.

По пути всегда удивлялся, сколько у нас, оказывается, в Анапе красивых, удивительных мест. Я же тут жил до 14 лет, а потом, когда приезжал, маршрут был простым – вокзал, родительский дом, иногда море. А тут, отойди от дороги – дубравы, источники, другой мир, никогда бы не подумал, что это наша Анапа.

Писал и о спорте, получал грамоты как лучший в этой области. Когда начал писать про Совет депутатов, решили освещать их деятельность подробно. Была введена должность пресс-секретаря. Меня пригласили. 7 лет там проработал.

- А тяга к отцовскому делу осталась? Музей не забывали?

- Когда вел патриотический блок, заметил, что в этой области естественным путем образовалась пустая ниша. Идем к главе просим имена, адреса ветеранов. У некоторых все под рукой, сразу дают, некоторые не могут. Потому что стали запамятывать, не стало необходимости. Бывало, уезжали в сельский округ на целый день, чтобы найти, встретиться. Старшему поколению всегда приятно, когда к ним в гости приходят. То, что напишут о них – это одно, а то, что просто пришли люди, которые интересуются, с которыми можно поговорить, повспоминать, которые не жалеют времени - другое. Им это было приятно. То же самое с «афганцами», «чеченцами». Приглашаем на мероприятия. Они расскажут о службе, и им приятно, и дети точно запомнят.

- Работая в Совете муниципального образования, что для себя Вы считали первостепенным? Какие темы поднимали?

- Для создания новостных поводов, организовывал мероприятия патриотической направленности, спортивные состязания, мероприятия по благоустройству территорий…. Когда стоял вопрос о присвоении Анапе звания «Город воинской славы», обратил внимание на состояние памятников. Мне приходилось их видеть, когда корреспондентом был и потом. Где-то обсыпались, где-то появились надписи. Работа сразу закипела, связались с организациями ЖКХ, администрациями сельских округов, чтобы привести памятники в порядок.

Также был инициатором присвоения более чем 50 улицам города Анапа и населенных пунктов Анапского района наименований воинских частей, имен воинов и командиров, отличившихся при взятии турецкой крепости Анапа, обороне и освобождении района в годы Великой Отечественной войны. Сейчас количество улиц увеличилось до 70.

Составил Положение и в соавторстве подготовил эскиз медали и нагрудного знака муниципального образования «70 лет освобождения Анапы и Анапского района от немецко-фашистских захватчиков 1943-2013». Не будучи членом «Единой России», 4 с половиной года вел деятельность её фракции в Совете, отвечал за планирование и организацию мероприятий, прием граждан. Отвечал и за работу местного отделения Всероссийского совета местного самоуправления. «Бодался» вместе с членами депутатского комитета по развитию сельских территорий и АПК с администрацией за принятие и выполнение Программы развития села. Помогал совету молодых депутатов. Кстати, он стал лучшим в крае в ходе первого краевого конкурса на звание «Лучший совет молодых депутатов Краснодарского края». Потом сердце дало о себе знать, давление, на работе все же присутствовали стрессовые ситуации, то, что было противоположно моим убеждениями в том, как следует поступить. Так выражалось внутреннее несогласие, конфликт.

- Как в это время складывалась судьба музея?

- Тут в свое время был районный дом пионеров. Здание решили отдать ПОМу – поселковому отделу милиции. Мы с депутатом Совета Светланой Ивановной Хижняк стали бороться, чтобы музею оставили помещения. Ситуация была критическая. Дошло до того, что многие экспонируемые вещи просто начали выкидывать. Почти год потратили на то, чтобы отстоять хотя бы эти две комнаты. Добивались через Совет депутатов. Большую поддержку оказал депутат ЗСК Николай Егорович Иванюшкин, бывший в свое время парторгом ОПХ «Анапа». Выделил часть своих денег, часть депутатских денег, сделали ремонт, закупили шкафы.

После смерти отца музей возглавила профессиональный музейщик Вера Ивановна Токарева. При ней фонд продолжал пополняться. Но по состоянию здоровья она покинула свой пост. Потом работали люди толковые, но, видимо, не было у них в душе огня к этому делу. Когда Светлана Ивановна (директор МБУК «Анапская ЦКС») предложила стать заведующим, согласился. С июня 2016 года работаю здесь постоянно. Конечно, в первое время было сложно. Вроде бы все знаю, а оно или не совсем так или совсем не так. Так что учусь постоянно, тщательно готовлюсь к каждой встрече с посетителями.

- Сейчас над чем работаете? Расскажите о буднях музея.

- Если есть возможность связаться с архивами, музеями других городов, всегда спрашиваю, уточняю данные. Сейчас написал письмо в Свердловскую область в администрацию и школу села Верх-Нейвинск. Ситуация сложная. Человек прошел всю войну. За пять дней боев от Новороссийска до Анапской был награжден орденом «Красной звезды» и медалью «За отвагу». Последнюю награду получил в апреле 1945 года, был уже капитаном. На этом его история обрывается, а в Свердловской областной книге памяти он значится как рядовой, погибший в 1943 году. Дата рождения, место рождения, дата призыва и т.д. - все один в один, кроме последнего. Его зовут Бызов Виктор Максимович. И таких ситуаций много. Написано погиб, пропал без вести, а он до Берлина дошел и вернулся. Где-то исправляют архив, а чаще нет.

В журнале «Санаторно-курортное лечение и отдых в Анапе» целый раздел посвящен культурно-историческому наследию. Первая часть санаторно-медицинская. Вторая краеведческая. Там опубликовал статью о воинских частях, которые освобождали все территории и населённые пункты муниципального образования город-курорт Анапа. Нельзя утверждать, что это полный список. Исследовательская работа не останавливается.

Второй материал про героев, которые сражались на нашей земле. У каждого из них в представлении к званию Героя Советского Союза есть строки, связанные с Анапой. Вот, например, капитан-лейтенант Борис Максимович Першин: «15 декабря 1942 года во главе отряда торпедных катеров ворвался в сильно укреплённый огневыми средствами порт Анапа. Для обеспечения успеха атаки, рискуя жизнью, принял весь шквальный огонь противника на себя. Несмотря на полученные 49 пробоин, выхода из строя левого мотора и потери личного состава, ТКА задачу выполнил до конца: потоплено три баржы, стоящие у причала с боезапасом, и вернулся на базу». Все, что можно стараюсь найти, узнал, что он служил в морской пехоте, 3 морском полку, который защищал Одессу и Севастополь. Нашел книгу «Героический Севастополь», читаю, ищу о нем информацию.

Сотрудничаю и со всеми анапскими газетами. Только за последние 2 месяца в них опубликованы 12 очерков о наших земляках-участниках Великой Отечественной войны, о солдатах и офицерах, освобождавших нашу большую Анапу. Вместе с детской телестудией «Колибри» (руководитель Г.Г. Ковалёва) при станичном ДК готовим видео фильмы о них, о детях войны. Всё это используется при подготовке и проведении музейных и других мероприятий.

Стараюсь восстановить каждый бой, каждое сражение, все операции, биографию Героя основываясь только на фактах и свидетельствах. У отца была большая личная библиотека около 5000 книг. Часть принес в музей, расширяю ее новыми изданиями, супругу стараюсь не посвящать в расходы…. Нахожу различные блоги, открытые библиотеки, архивы в Интернете. Собираются судьбы по крупицам. И другим помогаем. Запрос приходил из австрийского посольства в Москве. Нашли у себя на Бужоре родственников погибшего при освобождении Вены солдата. Другой семье помогли узнать место захоронения отца и деда. Даже фотографию нашли. Теперь им есть, с чем встать в строй «Бессмертного полка». На плиты у «Вечного огня» в станичном парке занесли 37 новых фамилий бойцов и командиров, погибших при освобождении Анапской и её хуторов.

- Взрослым это интересно, тем, кто уже всерьез воспринимает военную тематику. А ребята помладше, чем интересуются?

- Дети ходят сюда регулярно, через них и родители стали приходить. Иногда звонят: «Толик пошел к Вам, можно?» Пусть приходит. Посмотрел, поиграл. У меня тут много интересных вещей. 7 томов энциклопедии по технике: самолеты, танки, пушки, в том числе, в разрезе, с рисунками. С начала 20 века и до нынешних времен. Для мальчишек это очень интересно. Оловянные миниатюры (солдатики) солдат Отечественных войн 1812 и 1941-1945 годов есть. По каждому отдельный журнал с описанием, картинками, где разобраны предметы гардероба и инструментарий всех видов войск. Уходит, звоню родителям: «Пошел домой, встречайте». До 10 лет я их контролирую.

В преддверии 80-летия образования Краснодарского края и 75-летия освобождения Кубани, Анапы и Анапского района экспозицию музея пополнила диорама «Бой за станицу Анапскую 21 сентября 1943 года». Ее выполнил мой внук Максим, когда приезжал на летние каникулы.

- Какие у Вас планы на будущий год, что-то готовите к 75-летию Победы?

- В этом году я стал исполнительным директором Анапского отделения Российского военно-исторического общества. У нас в Анапе много краеведов, которые достаточно глубоко изучают историю, регулярно публикуются. Хочу, чтобы все были на виду, им есть, что сказать. В планах объединить их знания, усилия, организовать цикл мероприятий, чтобы каждый, провел в Анапе и сельских округах беседы. И конечно станичный отдел краеведения представит своим посетителям новые экспозиции, выставки и откроет новые имена.

Историческая справка

Народный краеведческий музей ст. Анапской в 1967 году основал заведующий клубом Иван Сергеевич Трущенко. Сначала это был уголок в сельской библиотеке при клубе. Потом открылась комната революционной, боевой и трудовой славы. С 1971 года по 1987 год И. С. Трущенко работал председателем рабочего комитета ОПХ «Анапа». В этот период и до 1991 года комната перешла в распоряжение его жены - Серафимы Александровны Трущенко, которая достойно продолжила дело сохранения истории и культуры станицы Анапской. Со временем музей переехал в старую контору хозяйства, где ему выделили три кабинета. 31 марта 1995 года Приказом Министерства культуры Российской Федерации» № 21 «О присвоении почётного звания «народный» музеям, работающим на общественных началах» краеведческому музею станицы Анапской было присвоено почетное звание «Народный». В «нулевые» музей переживал не лучшие времена. Его экспозиции ужали до одной комнаты. Был период, когда музей закрывался. Его возрождение началось в 2010 году, когда депутатом Совета муниципального образования город-курорт Анапа стала новый руководитель МБУК «Анапская ЦКС» С.И. Хижняк. Совместными усилиями удалось отстоять два помещения, был проведен капитальный ремонт. 23 января 2015 года состоялось открытие обновленного музея и мемориальной доски памяти его основателю Ивану Сергеевичу Трущенко. Сегодня Народный краеведческий музей станицы Анапской носит его имя, а дело, которому Иван Сергеевич и его верная спутница жизни Серафима Александровна Трущенко посвятили свою жизнь, продолжил их сын Александр Иванович Трущенко. В декабре 2016 года по итогам краевого ежегодного конкурса на лучшую организацию Краснодарского края по военно-патриотическому воспитанию граждан, проживающих на территории Краснодарского края, на приз имени маршала Г. К. Жукова отдел краеведения (Народный краеведческий музей им. И. С. Трущенко) станицы Анапской занял третье место и был отмечен Благодарностью главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Войти

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Купить билет