Имя в культуре Анапы

Светлана Мелькина: «Я не ставлю перед собой цель сделать из всех музыкантов»

Игре на скрипке в Детской музыкальной школе №1 обучают с 1959 года. Первым руководителем отделения струнно-смычковых инструментов в 1961 году стал талантливый педагог Георгий Иванович Грушко. В настоящее время руководит отделением и учит детей играть на этом самом изысканном инструменте его выпускница Светлана Мелькина – преподаватель высшей категории, опытный и чуткий педагог, обладающий тонким музыкальным вкусом. Воспитавшая в детях не только любовь к музыке, но и к профессии музыканта-педагога.

Светлана Евгеньевна родилась в Анапе. В 1981 году окончила Новороссийское музыкальное училище им. Д.Д. Шостаковича и начала работать преподавателем скрипки в Детской музыкальной школе №1.

Обучению начинающих скрипачей тонкостям общения с «королевой оркестра» в ДМШ №1 Светлана Евгеньевна посвятила более 40 лет своей жизни. Ее ученики становятся победителями конкурсов и фестивалей различного уровня: от городского до международного. Образцовый художественный ансамбль скрипачей, которым много лет руководит Светлана Евгеньевна, только за последние три года 15 раз становился лауреатом международных конкурсов исполнительского мастерства. А выпускники продолжают получать высокие награды, уже учась в музыкальном колледже.

Награждена почетными грамотами, благодарностями и благодарственными письмами Министерства культуры Краснодарского края, администрации и начальника управления культуры муниципального образования город-курорт Анапа. В августе 2023 года удостоена почетного звания «Заслуженный работник культуры Краснодарского края».

В рубрике «Имя в культуре Анапы» Светлана Евгеньевна рассказала, как воспитать в детях любовь к музыке, а также о своей любви к скрипке и роли педагога-наставника в музыкальной школе.

Светлана Евгеньевна, как музыка стала частью Вашей жизни? С чего всё начиналась?

Однажды, в 1967 году, когда я еще ходила в детский сад, к нам пришел Георгий Иванович Грушко – мой будущий педагог. Он послушал всех детей, мои данные ему понравились, и я прошла отбор в музыкальную школу. А надо сказать, я всегда очень хотела учиться играть на скрипке, это была моя мечта. Хотя родилась в немузыкальной семье. Правда, мой папа пытался самостоятельно научиться играть на аккордеоне. И всегда мечтал о том, чтобы его дети стали музыкантами. И мы ими стали. Моя сестра (Елена Евгеньевна Вигант, прим.) работает вместе со мной в школе, преподает теоретические дисциплины. Так что у папы получилось воплотить свою мечту в жизнь, а у нас – свою.

Расскажите, как Вы стали преподавать?

Я начала работать в музыкальной школе в 1981 году. Георгий Иванович дождался, когда я окончу колледж, ушел на пенсию и оставил мне своих учеников. И вот с 81 года я начала расти как профессионал, как преподаватель. Конечно, сначала было очень трудно. Молодым же кажется, что они все знают. Вот я и взялась за работу с большим энтузиазмом. Потом начала осознавать, что понять ученика, увидеть, почувствовать, научить его – это достаточно тяжелый труд. Но у меня были хорошие наставники. Мне помогал и Георгий Иванович, и преподаватели из училища. Они приезжали, консультировали, я к ним ездила на консультации. Так что на этапе становления у меня была поддержка в лице профессионалов.

А как появился ансамбль скрипачей?

Он появился еще в 1961 году. Им тогда руководил Георгий Иванович. А я начала работать с ансамблем с самого начала своего творческого пути. Но эти были, конечно, первые жалкие шаги, которые не давали мне никакого успеха, никакого развития. Я совершенно не понимала, что нужно делать. И только потом, со временем, с опытом как-то все сошлось. С 1997 года мы начали участвовать в различных конкурсах, получать призы, дипломы, выросли до международного уровня. Ансамбль для меня – это отдушина и очень важный этап моей работы. Вообще, ансамблевое музицирование – это великолепная возможность приобщить к творчеству детей. А ансамбль скрипачей – одна из самых интересных и плодотворных форм работы с начинающими скрипачами. При игре в ансамбле прекрасно развивается гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство темпа, ритма, музыкальная память. Дети учатся слышать и понимать внутренний мир музыки, растут и развиваются в эмоциональном и эстетическом плане. Каждый ребенок в ансамбле чувствует поддержку. И тогда он раскрывается. Не все дети публичные и смогут играть сольно на сцене. А в ансамбле у них присутствует чувство локтя. Они помогают друг другу. Иногда, конечно, очень живо реагируют на чужие ошибки. Я это сразу пресекаю. Например, у нас играет группа из нескольких голосов: первая скрипка, вторая и т.д. Я всегда им говорю, что вы не должны слышать только себя, вы должны слышать и другой голос, другую скрипку. Услышать и помочь, если кто-то ошибся. Конечно, работа в таком процессе доставляет удовольствие и мне, и детям. Очень помогает наш концертмейстер Ирина Петровна Бакланова. У нее такой жизнерадостный характер, что она всегда вдохновляет и поддерживает.

У ансамбля есть какой-то определенный репертуар?

Репертуар ансамбля разнообразен, включает в себя лучшие образцы западно-европейской и русской классики, произведения современных композиторов и военной тематики. В прошлом году мы начали играть произведения, с которыми выступают профессиональные коллективы. Например, романс из кинофильма «Овод». Любимое мною с детства произведение, которое я слушала в исполнении Ансамбля скрипачей Большого театра п/у Юлия Реентовича. Я принесла ребятам ноты и сказала, что это великое произведение, которое мы должны сыграть так, чтобы приблизиться к совершенству. Посоветовала всем для этого обязательно прочитать произведение, чтобы понять суть этого романса, проникнуться им. Естественно, как это бывает у современных детей, многие просто посмотрели фильм, но некоторые и читали. В итоге, я думаю, что у нас хорошо получилось.

Любим исполнять произведения военных лет. И я всегда заранее прошу детей поговорить с родными, чтобы им рассказали подробнее про годы войны. Очень важно прочувствовать всю тяжесть тех событий, прежде чем исполнять такие серьезные произведения.

Что, по Вашему мнению, главное в профессии педагога?

В нашей профессии важен индивидуальный подход к ребенку. Например, если ребенок может и хочет дальше продолжать учиться, собирается поступать в колледж, тогда у нас с ним будет более углубленная работа. Тут и репертуар, и техника, и всё будет достаточно серьезно. Ну, а когда ребёнок учится для себя, для общего развития, тогда я просто преподаю ему обязательную программу.

Как говорила одна из моих преподавателей: «Мы растем и учимся вместе с учениками». Каждый ребенок – это опыт и рост для нас. Это новые знания, новые чувства. Я не ставлю перед собой цель сделать из всех музыкантов. Это абсолютно не нужно, потому что не каждому дано. Но понять музыку, полюбить ее, научиться слышать – это основное.

Всегда расстраиваюсь, когда уходят талантливые ученики. Работаешь-работаешь, вкладываешь в него все свои знания, время, любовь. Уже начал звучать на сцене, вырос профессионально и на этом все заканчивается. Вылетает из гнезда во взрослую жизнь. И опять все начинаешь сначала. Как в песне, «встречай, учи и снова расставайся». Но многие выпускники после окончания школы просятся играть в ансамбле, просто так, для удовольствия.

Вообще, педагоги – счастливые люди. Мы получаем удовольствие от работы с уникальными детьми, способными, которые отвечают нам любовью. Я за 40 лет работы выпустила более сотни талантливых ребят и очень ими горжусь.

А Вы строгий педагог?

Всё зависит от ситуации. Если я вижу, что ученик на мою строгость реагирует нормально и воспринимает ее правильно, то могу нажать, потребовать. А когда ребенок сразу сникает, не понимая строгости, зажимается, то здесь нужен другой подход. Поэтому действую по обстановке.

Никогда не было желания когда-то сменить инструмент?

Нет, никогда. Даже в отпуске, когда думаю над репертуаром, переслушиваю произведения, ищу ноты, то все только со скрипкой связано и никак иначе. Это такой инструмент, что когда почувствовал его, научился издавать благородные звуки, то дальше начинается процесс развития. Я своим ученикам всегда говорю: самое главное 3 года перетерпеть, пока скрипка тебя еще мало слушается. Это самый серьезный и сложный период, когда ты убеждаешь ученика, что скрипка от слова «петь», а не «скрипеть». Многое в это время зависит от родителей. Если они заинтересованы помогать, то должны объяснять ребенку, что учиться игре на скрипке – это труд. Терпеливый ежедневный труд. Как только ребенок почувствовал, что пошел благородный звук, его уже сложно отговорить. Он хочет играть.

Светлана Евгеньевна, есть ли у Вас любимые композиторы? Может какие-то больше вдохновляют?

Я не могу сказать, что у меня есть любимые композиторы. Я обожаю многих: и Чайковского, и Рахманинова. Вообще очень люблю русскую классику. Но говорить, что скрипач должен только слушать Вивальди, нельзя. Любое классическое произведение прекрасно.

Этот год указом Президента РФ объявлен Годом педагога и наставника. А Вы являетесь не только педагогом, но и наставником. Расскажите подробнее о Вашем участии в программе наставничества.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Я, как уже говорила, прошла через это в начале своей педагогической деятельности. Программа наставничества предусматривает организацию системной работы педагога-наставника с целью помощи молодому преподавателю в процессе его профессионального становления. В начале своего пути молодой специалист сталкивается с определенными трудностями и ему необходима постоянная помощь опытных коллег, наставников. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого коллеги необходимых навыков и умений ведения профессиональной деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у начинающего специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.

Сейчас я помогаю одной из своих первых выпускниц, Зое Коченковой, которая окончила Новороссийский музыкальный колледж, вернулась в Анапу и начала работать вместе со мной. С первых дней у нее, как и у меня в свое время, начался процесс познания. Она приходила ко мне на уроки, задавала вопросы, уточняла какие-то моменты. Где-то сама знакомилась с методиками преподавания, смотрела открытые уроки в интернете. Самая лучшая методика – это присутствовать на уроке опытного педагога. Можно и привести своего ученика, объяснить, что не получается, и мы вместе поработаем, поищем какие-то пути. Я стараюсь не навязывать свои знания, потому что наставничество – это увидеть работу молодого педагога, что-то подсказать, при этом ничего не навязывая и никого не обижая. Еще одна моя выпускница сейчас оканчивает колледж. В прошлом году приходила ко мне на педпрактику. Присутствовала на моих уроках, делала какие-то пометки, брала у меня литературу, методички. Она практически уже готовый педагог и может приступать к работе. И, если у нее будут какие-то вопросы, я всегда готова на них ответить.

В августе Вам было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры Краснодарского края. Что это значит для Вас?

Новость о присвоении столь почетного звания стала для меня полной неожиданностью. Естественно, приятной, не буду лукавить. Хотя я никогда не ставила перед собой задачи получить награду, звание и т.д. У нас в школе очень профессиональный коллектив, и столько претендентов, которые могут претендовать на высокое звание. А его присвоили именно мне. Значит, мой труд чего-то стоит. И всё не зря.

 

 

 

Войти

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Купить билет