Имя в культуре Анапы
Галина Иванова: «В творчестве ребенок становится богаче на целый мир»
8 марта юбилей отмечает руководитель образцового художественного эстрадного вокально-хореографического ансамбля «Солнышко» Галина Ефимовна Иванова. Это праздник не только для нее, но и для всей ее большой семьи. В союзе с главным режиссером Городского театра Иваном Ивановичем Ивановым у них родились два сына (а теперь еще внук и внучка) и три творческих коллектива. В рубрике «Имя в культуре Анапы» Галина Ефимовна поделилась тем, как появляются неповторимые номера, которые мы имеем удовольствие видеть на главных сценах города, раскрыла свои педагогические секреты и рассказала, какой подарок для нее самый значимый.
В классе у Галины Ефимовны просторно, уютно и тепло, на полках под потолком блестят кубки и статуэтки, привезенные в разные годы из Греции, Франции, Чехии и городов России. Не счесть дипломов, грамот и благодарностей, большая часть которых спрятана в тяжелой папке. «Только Гран-при новые вывешиваем. Места на стенах давно не хватает», - говорит хозяйка. Тепло здесь не только от первых весенних лучиков, но и от гостеприимства, высокого нежного голоса и открытой улыбки главного «Солнышка».
- «Солнышко» появилось на базе ДШИ №1 в 1982-1983 учебном году. День рождения отмечаем в день первого концерта, который прошел 1 мая. В этом году нам 37. Вместе с Иваном Ивановичем мы преподавали в школе. Я по классу «фортепиано», он по классу «баян, аккордеон». Естественно, создатель ансамбля «Солнышко» Иван Иванович, у которого я была всегда помощником. Потом, 22 года назад, родился народный молодежный вокально-хореографический ансамбль «Надежда России», и, 12 лет назад, народный музыкальный шоу-театр «Арт-Союз». Постепенно у Ивана Ивановича стало больше общегородской нагрузки. И мы поделили обязанности в своих коллективах.
- Каждое представление – произведение нескольких авторов. Как находите согласие?
- Мы всегда спорим, творческие люди не спорить не могут. У каждого есть свое мнение. Сейчас работают три хореографа: Инга Сергеевна Иванова, Дарья Юрьевна Каверзина, Любовь Валерьевна Пономарева; преподаватель по акробатике - Азамат Ростиславович Цомаев; два хормейстера: Ирина Васильевна Мирюк, Анна Сергеевна Косенкова и, конечно, Иван Иванович Иванов, который является главным творческим зарядом наших коллективов. Вот такая большая талантливая команда. Мы всегда прислушиваемся друг к другу - один нашел песню, другой придумал движения, композицию. Обсуждаем все вместе и принимаем решение, какие номера мы делаем концертными, а какие прогоняем только в классе для повышения уровня.
Ко всем большим государственным праздникам готовим выступления. Стараемся всегда находить что-то новое. Иван Иванович не любит повторяться, хотя у нас репертуар настолько колоссальный за эти годы, что можно бы уже и повторить что-нибудь. Но у него ответ один: «Подожди, сейчас что-нибудь новенькое найду». Некоторые номера с большой войной отстаиваю. «Ярмарку», например, ярчайший номер!
- Вы воспитываете, можно сказать, универсальных артистов. Как проходят репетиции?
- У нас очень творческий город. Много сильных детских коллективов. Но вокально-хореографических нет. Мы одни. И, честно скажу, это тяжело. Задача сделать так, чтобы процесс репетиций был удобным и для детей, и для педагогов, и для родителей. На каждое воскресенье у нас отдельное расписание. Все зависит от задач для сводных номеров. Занятия переходят одно в другое без заминок, хореография – вокал. Чтобы дети не теряли время и им было комфортно, интересно, удобно.
В первый год все занимаются одинаково. Два раза в неделю хореография, один раз музыка, где преподаю я. На этом этапе закладывается база, мы наблюдаем за ними. Всегда убеждаю родителей, не расстраиваться, если что-то не выходит: «Вы делаете ребенка богаче, дарите ему целый огромный мир музыки, танца, искусства»
Для нас самое главное – ребенок, его внутренний мир. Если он отстает, но старается, хочет, глаза, огромные и счастливые, горят, мы таких детей не отсеиваем. На протяжении многих лет наблюдаю, когда ребенок трудится, хочет чего-то добиться, то потом опережает тех, кому дано изначально.
- За все это время менялись Ваши подходы?
- Подходы не меняются. На многое просто влияет опыт. То, на что я раньше тратила неделю, могу осуществить за 15 минут. Например, приходят маленькие дети в первый раз, еще боятся, маму не отпускают. Это сейчас я совершенно спокойно прихожу в кабинет, где 20 абсолютно незнакомых мне ребят, а после занятия – это уже сплоченный коллектив. Спрашиваю обязательно: «Куда вы пришли?» Они смешные такие, кричат: «В «Солнышко!» И рассказываю, что ансамбль с французского переводится как «вместе». Не устаю это повторять.
Первые уроки начинаются с того, что мы беремся за руки, делаем маленькую «капельку», потом из нее раздуваем большой «мыльный пузырь» и остаемся в кругу все вместе, начинаем, глядя друг на друга, делать разные упражнения: на артикуляцию, на развитие ритма и творческого воображения. Получается у всех по-разному, но мы никого никогда не ругаем. Говорю: «А посмотри на товарища, на меня».
Все сводится к тому, чтобы создать такую обстановку, в которую ребенок будет хотеть возвращаться. Называю это «эффект соленого огурца». Если ты создал рассол, поместил туда огурец, он в любом случае просолится. Поэтому моя самая главная задача – чтобы ребенку было интересно, чтобы он забыл о том, что он боится, что он не уверен в себе.
- Наверняка Ваши выпускники приводят своих детей в коллектив.
- За все годы уже и не подсчитать, сколько ребят ходило в «Солнышко». Самое главное, что всегда очень добрые, очень доверительные отношения складываются. Да, выпускники сначала приводили братиков и сестричек, теперь приводят детей. Каждый фестиваль, каждая поездка - это столько воспоминаний! Потом встречаешь их взрослыми, и все говорят, что самые радостные воспоминания из детства о «Солнышке».
Я всегда говорю родителям: «Вы поймите, у нас не хореографическое и не музыкальное училище, у нас уровень школы искусств, те же задачи». Неважно, пусть ваши дети не станут потом артистами, звездами, не выберут это своей специальностью, но они будут цельными, разносторонне развитыми личностями. Дети практически все сейчас в телефоне, а здесь они забывают про это, общаются друг с другом, работают на одну цель.
- И не бывает обид и споров по поводу ролей, партий?
- Мне не нравится, когда начинают растить звезд. Им внушат, что они уникальные, а что потом? Если вдруг сил не хватит, обстоятельства сложатся как-то нежелательно? А ребенок уже считает, что к нему относиться все должны по-другому. Я этого как педагог в своем коллективе не приемлю. Все дети уникальные, мы все вместе работаем. Да, кто-то лучше, кто-то хуже, но мы учимся друг у друга. Есть, конечно, солисты. Мы даем установку на то, чтобы им не завидовали, а за них болели. На фестивалях в зале слышу: «Даша, мы с тобой!» или «Ариша, вперед!» Они дают им силы, а не зависть и не злость. Это очень тонкая грань. Взрослые любят младших, младшие равняются на взрослых.
- Модные веяния влияют на выбор композиций, концепцию номеров?
- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сделать отступление. Коллектив прошел годы самые тяжелые для общества, экономики, культуры. Если в 80-е еще думали о детях, то в 90-е страна почти не занималась воспитанием. Многие люди искусства, педагоги уходили в торговлю, потому что нечем было кормить семью. Патриотизм стал ненужным, русский язык тоже, ритмы не наши. Тут устоять нам, имея своих детей, было сложно, но помогли наши родители. Мы не бросили свою специальность. Мало того, какое бы время не было, мы всегда воспевали свою страну, любили свою родину, всегда воспитывали детей на самых лучших поэтических и музыкальных произведениях.
При этом никогда не открещиваемся от нового. Иван Иванович понимает, что нравится детям, молодежи. Но мы не опускаемся до тупого текста и ритма. Если ищем современное, то находим такое, чтобы в нем было зерно. И еще мы никогда не любили, чтобы взрослый репертуар пели маленькие дети. Они будут еще взрослыми. А пока они дети, пусть поют то, что им доступно, не становятся мартышками. Им нужно быть свободными, играть, радоваться, общаться. Детский репертуар весь интересный, яркий, им можно «заразить». Знаю, куда бы мои «солнышки» не пошли работать, где бы ни были – это самые ответственные, дисциплинированные ребята. За них мне стыдно не будет. Привыкли – один за всех и все за одного.
- Выходит у Вас два главных направления в воспитании: уважение друг к другу и к своему прошлому?
- Да, это основа. Для меня нет важнее праздника, чем День Победы. Отец Ефим Дмитриевич Филимонов четыре года воевал. Командир артразведки полка. Награжден двумя орденами Красной звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями. Всегда иду с ним в строю «Бессмертного полка». Связь времен. На ней все держится. Поэтому никогда не понимала лозунгов «разрушить до основания». Это значит лишить себя памяти, богатейшего культурного наследия, который бережно хранили поколения до нас.
- А традиции коллектива? Без чего нельзя представить «Солнышко»?
- У нас очень много традиций. Самая важная – наш День рождения. Всегда проходит 1 мая в Городском театре. Вход свободный, зал переполнен. «Солнышко» отделить невозможно от других коллективов. Уже 8 лет «Арт-Союз» делает большое Новогоднее представление, в котором принимают участие артисты всех коллективов. Это такое счастье дарить детям сказку. Еще одна большая традиция – фестиваль «СоТворение», этим летом пройдет уже в девятый раз.
В начале и в конце учебного года стараемся поехать отдохнуть на Утриш. Есть и обязательный «феврамарт», чтобы поздравить мам и пап, поесть блинов, прощения друг у друга попросить – такой уютный домашний концерт. Мои выпускники делают для детишек игровые программы.
Большое счастье в моей жизни еще и то, что уже больше 20 лет я режиссер и ведущая пасхальных и рождественских концертов в Городском театре. Для меня это очень важно. Нашла там очень много друзей. Помогаем друг другу. В 1998 году, когда мы ехали в Париж, нам очень помог отец Александр – настоятель храма Серафима Саровского. Благодаря его участию, мы попали в Российское посольство в Париже и выступали там в День учителя. Наместник нашей православной церкви в Париже отец Гурий сказал тогда слова, которые я запомнила на всю жизнь: «Учитель – это не специальность, это свыше, это от Бога».
- На сегодняшний день, что Вы можете назвать самым большим успехом в жизни?
- Самый большой успех в моей жизни – это союз с Иваном Ивановичем, который длится уже 42 года. Именно в этом союзе рождались и дети, и коллективы. И сказки, и удивительные концертные номера. Часто советую молодежи: самое главное – уважение и терпение. Но, прежде всего, – любовь.
И Иван Иванович, и я воспитывались в семьях, где родители старались для своих детей дать все, несмотря на трудные времена. Нас выучили музыке. Мы в детстве вместе танцевали. Уверена, что 90 процентов успеха ребенка – это его родители. И сейчас я благодарна родителям своих учеников, которые уделяют большое внимание творческому развитию своих детей.
- А какой подарок для Вас лучший?
- Лучшие подарки для меня делает моя семья, и я не устаю их получать. Вот только недавно внучка Машенька (четыре с половиной года) поздравляла дедушку с 23 февраля. Перед стишком произнесла целую речь: «Дорогие мужчины, я вас всех люблю, много вам шариков, подарков! Дедушка, чтобы ты всегда был любимым». Сказала от души. Это дорогого стоит.
- Поделитесь планами? Хотя бы самыми близкими?
- А как же! Через пять минут мои маленькие «лучики» придут. Будем учить длительность ноток. Большой зеленый кубик – четвертая нотка «та», два маленьких зеленых – две восьмые нотки «ти-ти». Кубиками мелодию выложим. Но, если серьезно, то будем стараться и дальше не подводить свою Анапу.