Имя в культуре Анапы
Юлия Баклашова: «Основа всему – это сила и выносливость»
Руководитель народной самодеятельной цирковой студии Городского театра Юлия Баклашова рассказала, через какие испытания проходит каждый артист цирка и кому в нем не место. В обычной жизни Юлия стройная блондинка, мама, но на сцене она становится обворожительной волшебницей, которая смело меняет образы, заставляет повиноваться независимых полосатых хищников и наравне с учениками выполняет сложнейшие трюки.
Юлия Александровна Баклашова родилась 17 января 1988 году в г. Краснодаре.
Окончила РГСУ (АФ) по направлению «финансы и кредит».
Сейчас является студенткой КГИК по направлению «Режиссер постановщик культурно-массовых программ».
Руководит народной самодеятельной цирковой студией «Веселые ребята» с 2012 года.
Юлия Александровна, как Вы пришли в профессию?
Это была случайность. Пришла в Городской театр в 2004 году, когда училась в колледже. Мне предложили пойти в цирковую студию. Там был очень красноречивый руководитель Георгий Владимирович Блех. Человек, посвятивши цирку всю свою жизнь. У него в запасе было множество разных историй о цирке. Он умел убеждать, использовал все средства, чтобы заинтересовать. На самом деле цирк - это просто великолепно, там такое разнообразие! Хоть велосипедом занимайся, хоть жонглируй, хоть шпагат тяни – можно реализовать себя во многом. Захотелось всему научиться. И я осталась. Артисткой всегда хотела стать. А до этого в цирке никогда не была.
Выходит, Вы в первое время совмещали учебу и тренировки?
В 15 лет после девятого класса я поступила в Социальный колледж на бухгалтера. Да, утром были тренировки, потом учеба, вечером домой. Бухгалтером так и не довелось поработать. И скучно это. Меня к творчеству всегда тянуло. Ходила и на танцы, и на вокал, участвовала во внеклассной деятельности, всегда дружила со словом, писала заметки. Когда завершила обучение в колледже, стала чаще выступать, появилось больше времени для подготовки. Бухгалтером я бы точно не смогла работать. Цирк захватил. Мне очень нравится выступать на сцене. Это потрясающий заряд энергии, появляется желание творить и стремиться к чему то новому. А колледж я окончила с красным дипломом.
Как ваши родственники отнесли к такому выбору жизненного пути?
Поначалу никто всерьез не верил, что это такой жизненный путь. Говорили, хватит уже скакать, иди работать на серьезную работу, в банке, например. Но здесь я к ним не прислушивалась и делала то, что мне было интересно. И сейчас не променяю цирк ни на что.
Расскажите, как прошел процесс передачи полномочий? Почему Вас выбрали руководить коллективом?
Георгий Владимирович был уже в возрасте. Стало тяжело справляться с нагрузками. Он всегда меня мотивировал, настраивал на освоение новых жанров. Его жена Людмила Анатольевна тоже всегда была рядом. До сих пор поддерживаю с ними общение. К тому времени, как мне передали коллектив, я уже посещала студию лет семь. Все время помогала, выступала, занималась с другими артистами, подсказывала что-то. А еще я очень ответственный человек.
Тогда все создавалось совместным трудом. Кое-что перешло «по наследству», что-то приобретали самостоятельно. А еще в нашем цирке выступают животные. Собачек и кошечек воспринимают всегда особенно радостно, их любят не только дети, но и взрослые.
Какие они, пушистые артисты? Вы сами за ними ухаживаете?
Ухаживать за животными мне помогает семья. У всех животных разные характеры. Приходится подстраиваться, изучать их повадки. Вот, например, одна из моих кошек, Алиса. Ведет себя как собака. Прихожу домой, она меня встречает и потом ни на шаг не отходит. Сяду на диван - она сразу на ручки прыг и сидит. Как собака, только хвостом не машет, очень преданная. Еще у нас есть красивый рыжий кот Василий и сиамская кошка Маня, но они, соответственно свое кошачье породе, более независимые.
В студии ребята занимаются с голубями. Голуби легко поддаются обучению и быстро привыкают к людям. Ребята с ними занимаются перед выступлениями. Им очень нравится выступать с голубями. Все хотят погладить, рассмотреть. Недавно мы поставили новый номер, где выступают одновременно сразу 7 голубей.
Как организована работа? Учите всему и сразу?
Разбивка по жанрам у нас происходит по желанию. Если человек хочет быть акробатом, я считаю, что не нужно его не заставлять быть жонглером. Даже, если нет способностей, все равно чего-то достигнет. Главное – это желание. Если есть желание научиться, то все получится. Строго разделения по возрасту у нас тоже нет. Делим по уровню подготовки. У нас есть Женя Ершов, ему 8 лет, занимается второй год. Фляки прыгает, на руках бегает, стойки стоит. Конечно, у него лучше все получается, чем у взрослых, которые позже пришли. Тренировки длятся по-разному, в зависимости от цели. Обычная - часа полтора, три раза в неделю. Перед выступлением – 2-3 часа.
Сейчас взрослых у нас семь человек, постоянно помогают, без этого никуда, страховка нужна и организационные моменты. Младшие - от 6 лет. Группа небольшая. Новые детки в основном пробуют себя в акробатике. С ними можно делать много разных постановок. А взрослые артисты занимают свои ниши, меняются только постановки, костюмы, усложняются элементы.
Самое первое, чему должен научиться цирковой артист?
Основное у нас – это физическая подготовка. Через это проходят все, независимо от того, какой жанр выбран. Это основа. Обычно ребенок приходит слабенький, ведет малоподвижный образ жизни. Наша первая задача сделать его сильным, растянуть в пределах возможности, а потом научить специальным качествам: либо прыгать, либо стоять на руках, жонглировать, обручи крутить - у кого что лучше подучается. Основа всему – это сила и выносливость.
С чего для вас начался цирк?
Акробатика. Это очень зрелищный вид и интересный. Пришла, конечно, поздно, но буквально за месяц освоила азы. Села на шпагат. Занималась потом всем, что мне предлагал руководитель. На все был один ответ: «Хорошо!». Первый мой номер – свободная проволока, в провисе.
У меня есть такое качество – настойчивость. Если берусь за что-то, то могу довести дело до конца. Получить результат. Болит рука - ничего. Потихоньку делаю, делаю, делаю. Цирк - это очень тяжелая работа, особенно первое время. Постоянный труд, не смотря ни на что. Но эта работа всегда вознаграждается восхищением зрителей, аплодисментами, радостными улыбками детворы. Я ни за что не променяла бы цирк на что-то другое.
Каким был цирк в Анапе? Как он изменился?
Коллектив «Веселые ребята» был основан в 1999 году. Тогда были отличные условия для занятий: зал, сцена, кабинет, маты. Подвешивали проволоку, «воздух» - воздушную атрибутику, кольцо, трапеции, места много было. Раньше у студии была база. Сейчас, к сожалению, хуже. Нет возможности подвесить воздушные аппараты, да и оставить реквизит иногда бывает негде. Но мы все равно не отчаиваемся, репетируем, перед выступлениями, а иногда, в теплое время года, просто на улице.
На сегодняшний день, «воздух» не делаем. Нет возможности научить, потому что нет необходимых условий, негде установить проволоку, подвесить страховку. Но в остальном, мы стараемся не отставать. Каждый год обновляем программу. Выступают собаки, кошки, обезьянка, голуби, эквилибристы на лестницах, на катушках, на руках, акробаты, клоуны, делаем пластические этюды, выходим с хула-хупами, жонгляжем, моноциклом. Один человек сразу может быть задействован в нескольких направлениях. Если человек артист, то он может взять любой жанр и сделать в нем цирковой номер. Хороший номер готовится долго, нужно, чтобы все трюки были отточены до автоматизма.
В последнее время к цирку отношение, конечно, изменилось. Есть частные студии, но в Анапе мы единственный цирк, который остался в государственной системе. Мы единственные пока, кто продвигает цирковое искусство на таком уровне. Но главный зритель - дети – остается прежним. С удовольствием приходит на выступления.
Пока мы справляемся своими силами. Если что-то приобретаем, то частично сами на это зарабатываем. В этом году было четыре больших концерта. Теперь готовим новые номера, композиции.
Каковы последние успехи «Веселых ребят» в фестивальной жизни?
Каждый год стараемся участвовать в фестивалях. Последний фестиваль, в котором мы участвовали, проходил в Анапе, назывался «Лазурная звезда». Мы заняли первое и второе место. Еще нас приглашал в Москву фонд В. Спивакова. Раньше фестивали были не так коммерциализированы, мы не платили за участие. Родители не готовы к большим тратам. Но талантов хватает. Женя Ершов готовится к соревнованиям по акробатике, которые пройдут 28 сентября. Будет выступать вместе с Владимиром Каминским в паре, подтверждать разряд. Ксюша Пушкарева уже взрослая артистка, занимается шесть лет вместе с Ирой Гордиенко. Выступают с голубями. Были на фестивалях в Москве, а сейчас учатся в колледже, но успевают участвовать в мероприятиях. Они владеют многими жанрами: и хула-хупом, и моноциклом, и жонглируют. Мы всегда готовы показать себя.
Как Вы обогащаете программу? Что Вас вдохновляет?
Новые впечатления. Я была на представлениях «Сирк дю солей» в Америке два раза. Там же я занималась воздушным кольцом, надеялась, что приеду, покажу, освоим, подвесим. Но пока не получается. Это было в 2014 и 2015 годах.
А еще в Анапу приезжал акробатический дуэт мирового уровня - Виктор и Наталья Девятисильные. Они тоже были в «Веселых ребятах», потом уехали в Москву, вернулись и хотели здесь организовать цирковую школу, но что-то не сложилось. За три года я многому у них научилась, получила полезные советы по технике.
Также я постоянно отслеживаю какие-то новые элементы, подстраиваю под наши возможности, дополняю. В Краснодаре ежегодно проводится семинар, где встречаются все руководители цирковых студий. Поддерживаю общение с коллегами в Интернете. Выкладываем достижения, номера, этапы. Что-то советуем друг другу.
Любимую акробатику не бросаю. Помогает держать себя в форме и мотивирует ребят. Видят, что тренер постоял на руках, и тоже хотят.
Сейчас учусь в Краснодарском государственном институте культуры по специальности «Режиссер постановщик культурно-массовых программ». Официально приобретаю профессию соответствующую моей деятельности