Имя в культуре Анапы

Валерий Степанов: «Главное - это любить свое дело. Любое дело»

Перед началом уличного концерта руководитель народного концертного духового оркестра Валерий Евгеньевич Степанов рассказал об участии в V Краевом открытом конкурсе духовых оркестров «В городском саду играет», а также о том, каким должен быть дирижер, почему необходимо говорить со зрителем и как сделать так, чтобы работа стала любимым делом.

 

Валерий Евгеньевич родился 25 ноября 1942 года в селе Кушва Кушвинского района Свердловской области.

В 1967 году окончил музыкальное училище в городе Артемовске по специальности «Труба».

В 1974 году окончил Алма-Атинскую государственную консерваторию по специальностям «Труба» и «Дирижирование».

 42 года является руководителем народного концертного духового оркестра в Анапе.

Награжден медалью «За трудовое отличие». В 1995 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Кубани», также награжден медалью «За выдающийся вклад в развитие города-курорта Анапа», имеет звание «Почетный гражданин города-курорта Анапа».

Ваш коллектив занял первое место в V Краевом открытом конкурсе духовых оркестров «В городском саду играет». Но это никого не удивило – оркестру Анапы равных в крае нет. Расскажите, как вас принимают на таких площадках? Боятся, уважают?

Даже те, кто никогда нас не видел, уже были наслышаны о нас. Мы ехали в Краснодар и знали, что с нами хотят встретиться, нас ждут. После официальной части конкурса мы дали сорокаминутную концертную программу. Публика была очень довольна, не слышали такого никогда. А в жюри спрашивает: «Откуда у вас такие находки? Почему такое решение?» Отвечаю: «Нашему оркестру 45 лет, из них 42 я дирижер. Оттуда оно все и берется». Как в старом анекдоте – из тумбочки. Они свою работу сделали, но на гала-концерт все равно пришли. Говорят: «Оркестр из Анапы послушать».

Мы подготовили новенькое совсем, свеженькое к награждению. Заранее все здесь отрепетировали, чтобы солисту-инструменталисту было уютно, хорошо, и оркестру приятно. Не обошлось без остановок, обсуждений. Обычно такого не бывает. Но зритель нас любит и обязательно простит за временные неполадки. Все же ради них. Извиниться надо, что в воскресенье концерта не дали. Устали в Краснодаре. Выступали при 44 градусах в тени.

Как подбирается репертуар? Голосование или же сами решаете?

Когда коллективу что-то не понравится, конечно, принимаю к сведению. А в остальном – принцип единоначалия. Узурпатор я. В хорошем смысле. Дирижер и должен быть узурпатором. Если нет – ноль ему цена. Вот были мы на конкурсе. Слушали мы все эти оркестры, и призовые места тоже. Играют, бесспорно, на уровне. Просто я хотел дать показательный концерт, чтобы коллеги увидели, как мастерство может сочетаться с тем, что все музыканты получают удовольствие от игры, и при этом не боятся сделать ошибку. Только на такую работу, как руководитель, я настраиваю свой оркестр.

Но в этот раз некоторые не дождались завершения фестиваля. Кто далеко живет, сразу же уехали, у всех дела. А этого нельзя было делать. Надо было побыть и послушать, если приехал оркестр высокой квалификации.

Расскажите далеким от музыки, кто такой дирижер. О его труде.

Дирижер это самое главное в оркестре. Потому что это репертуар, это трактовка произведения, это вкус. Много раз наблюдал за коллективами. К игре не придраться, но безвкусица полная. Недоработка дирижера. А у нас вот даже фрагменты. Там все звучит шикарно. Даже самому нравится.

В отличие от военных дирижеров, такие дирижеры, как я – у них и оркестр звучит по-другому. Тот же концерт, что играем мы, оркестр под управлением военного дирижера играет маршеобразно. А у нас это все по-другому. Потому что у меня академическое образование. Если уж классика, то она на месте. Концерт, посвященный моему 75-литию, выложили в сеть. И кто не слушает - хорошие отзывы оставляет. Нравится, значит, мой оркестр.

Духовой оркестр - самый востребованный коллектив. Любое крупное мероприятие не обходится без вас. Чувствуете волнение или это все уже вошло в привычку?

К этому привыкаешь. Выступать здесь - уже обыденность. Просто выходим и играем без ненужной суеты, в радость. А когда что-то серьезное, конечно начинаю осмысливать, что буду делать, вдруг что-то не так, чтобы не выдать отсебятину, новшество. Тут-то не понимают и строго не судят. А там нужно все выдерживать как было задумано.

Летом мы ударно работаем на общегородских праздниках и регулярно выступаем на «Ракушке». Приучили публику. «Ракушка» – это моя была забота. Сделали нам ее бесплатно. Крышу казачий рынок построил. Палубу эту сначала велосипедисты поломали. Пришлось новую делать. Надо сказать, что в Краснодаре и этого нет. Какая-то стенка в парке. Как мои говорят: «Потому что у них нет Степанова». Сам себя не похвалишь, кто тебя похвалит?

Что характеризует Ваш коллектив? Назовите самые важные черты? Появились какие-то правила?

В оркестре у нас есть майор, два подполковника – военные дирижеры, и полковник. С дисциплиной все в порядке. Еще у нас не модно пить. Я просто всегда спокоен. Знаю, что все придут. Если что не так, один мой звонок и все становится на свои места. Очень переживаю, когда кто-нибудь опоздал. Есть причина - переживем. А если без причины? Прийти за пять минут! Но ты же не готов! Меня это раздражает. Но потом стараюсь успокоиться. Пожурю, конечно, немного. Но все знают, что я горжусь своим коллективом и люблю его. Они мне все как дети. И все выдающиеся.

Когда приходят новые музыканты, как проходит их адаптация?

Сразу скажу, что все они хорошие «приобретения». Если к нам хотят, то хотят долго, если приходят, то не жалеют. И я доволен, и коллектив доволен. На них возлагаются большие надежды. Привыкают, а в перспективе становятся солистами.

Вот пришла к нам Анечка Рамакаева. Только так ее и называю. А еще внучкой. Мое и наше солнышко. Работает всего шесть месяцев, а уже успела заочно поступить в Ростовскую консерваторию. Старшее солнышко – орган наш - Марина Дьяченко. Долго хотела к нам попасть. Все сыграть может. Есть у нас Константин Милёшкин - играет на тромбоне. Отставной военный дирижер. Образцовый эстрадно-духовой оркестр ДМШ № 1, которым он руководит, участвовал в «Спасской башне». Теперь поедет в Санкт-Петербург на акцию к 75-летию мелодии гимна России. Нет таких больше музыкантов. Только у нас. Это чудо. И все у нас чудо.

Вы постоянно работаете со зрителем. Это обязательное условие?

Это просто необходимо делать. Для этого, чтобы не кричать, мы постепенно приобрели необходимую аппаратуру: микрофон, колонки, пульт дирижерский и еще по мелочи. Сразу солистов больше появилось. Новые номера. Показываем все наши таланты.

Мы во многом повлияли на нашу публику в плане воспитания. Они уже знают многое. К примеру, когда играем вальс Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», я рассказываю, что это один из четырех музыкальных шедевров XX века, признан ЮНЕСКО. Такие отступления, реплики дополняют концерт, мы не отдельно от зрителя, а вместе с ним. Иногда и на место поставить кого-нибудь нужно, сигнал подать, когда можно благодарить оркестр, а когда отсрочить аплодисменты.

Организаторы фестиваля в Краснодаре хотели сами вести мою программу. Сразу отказался, вести нам ничего не надо. Сам все веду. Так потеряется связка, наше очарование, атмосфера станет неживой. Искусственность нам ни к чему. Мы сами можем. Уже за годы привык. Кричал раньше без микрофона, но по-другому не могу.

Как менялись за все это время Ваши предпочтения в музыке и предпочтения публики? Общие они или разные?

Мы многожанровые. У нас и классика и эстрада, и джаза касаемся, старинной музыки. У нас есть Моцарт в современных ритмах. Принимают его просто на ура. Он новые краски приобретает. Я лично до беспамятства люблю семейство Штраусов.

А публика всегда ждет и что-то знакомое, чтобы поностальгировать, и что-то новое, и, конечно же, классику, чтобы просто остановиться, послушать, как звучит красиво.

Как Вы стали музыкантом?

Это воспитывалось с детства. У меня мать училась в Киевской консерватории, была вокалисткой. А потом родители не смогли ее субсидировать, и она ушла в медицину. У меня все медики, и жена и дочь, и мама, и тетя, и дед еще был. Даже внук закончил Донецкий мединститут с красным дипломом, интернатуру, а теперь поступил в Санкт-Петербург на бюджет.

Я воспитывался в интернате, а там, кроме общего образования, мы развивались спортивно и творчески. Даже был кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике. Я и сейчас в форме. Главное - это любить свое дело, любое дело. С самого начала у меня было так. Работа стала любимым делом.

С кем бы Вы хотели встретиться, поговорить?

Прошлое уже не вернуть. Его нет. Как и будущего. Если уж говорить о прошлом, мне в память врезалась именно учеба в музыкальном училище. Плеяда музыкантов была просто замечательная. Наше училище закончил знаменитый дирижер Натан Рахлин. Он был дирижером симфонического оркестра. Есть фильм «Цветы запоздалые». В нем звучит музыка Берлиоза «Неоконченная симфония» и там он играл дирижера.

В училище были очень хорошие традиции. Все занимались так, чтобы быть лучше друг друга, но при этом без обид и зла. Такая здоровая конкуренция. Все хотели играть соло. Невероятное время и люди.

Дайте совет юным музыкантам наших музыкальных школ и школ искусств.

Чем больше будешь заниматься музыкой, любым делом, тем ты больше его полюбишь. Тогда непременно все будет получаться лучше. И появится любовь. А если не будет получаться, надо перебороть себя.

Татьяна Кукко: «На создание танцевальных образов меня вдохновляет жизнь»

Одна из самых элегантных и утончённых профессиональных хореографов Анапы, создатель танцевальных спектаклей, руководитель хореографических коллективов «Антарес» и «Акварель», едва ли не самое узнаваемое лицо анапского ансамбля балетмейстеров «Виктория» Татьяна Геннадьевна Кукко в рубрике «Имя в культуре Анапы» рассказывает о себе, поддержке опытных коллег в своём творческом становлении и о тех мыслях, что даёт зрителю ассоциативная и иносказательная хореография современного танца.

 

Татьяна Геннадьевна Кукко (Прыткова) родилась 8 июля 1976 года в Анапе.

В 1990 году окончила Детскую школу искусств № 4 города-курорта Анапа по специальности «фортепиано».

С 1992 года, будучи ещё школьницей, начала работать педагогом-хореографом в ДК станицы Анапской.

В 1999 году окончила Анапский филиал Академического правового института по специальности «юриспруденция».

В 2011 году окончила Геленджикский институт искусств по специальности «народное художественное творчество (хореография)».

Основатель и руководитель Образцового художественного ансамбля танца «Акварель» с коллективом-спутником «Акварелька» и Народного хореографического коллектива «Антарес», одна из солисток народного ансамбля танца «Виктория».

В 2017 году имя Татьяны Кукко занесено на Доску Почёта города-курорта Анапа.

Замужем, воспитывает двух дочерей.

- Я так долго работаю в Доме культуры станицы Анапской, что мне кажется, что уже просто знаю всех и всё про него, - начала разговор, улыбаясь, Татьяна Кукко.

- А когда Вы в первый раз пришли туда?

- В шесть лет. Но вообще танцевала всегда и везде с самого детства, поэтому, когда мама привела меня в Дом культуры в Анапской, это было просто продолжение моей обычной жизни. И этот первый опыт встречи с хореографией, с искусством, настоящей культурой, наверное, оказался решающим.

Наша семья была довольно большой. Часто собирались в доме у бабушки и дедушки с двоюродными сёстрами, придумывали концерты, танцевали и пели. Дедушка играл на балалайке, родные сёстры отца очень хорошо пели русские народные песни. По линии отца я сибирячка, и многие песни, что слышала в детстве, до сих пор знаю наизусть. Вообще была очень лёгкой и музыкальной. Наверное, поэтому меня отдали в музыкальную школу на фортепиано.

Тогда музыкальная школа располагалась в стареньком здании на улице Новороссийской. Была уютной и очень располагающей. А первым моим педагогом по фортепиано была Галина Ефимовна Иванова. Как-то услышала, как я пою, и отправила в ансамбль «Солнышко», которым руководил Иван Иванович Иванов. А в музыкальной школе я тоже пела. В хоре, которым руководила Татьяна Григорьевна Глебова. Вот и получается, что многих наших мэтров в культуре я знаю с самого детства.

- Пели в ансамбле, играли на фортепиано, выступали с хором…

- Была в школе председателем Совета отряда, занималась в Клубе интернациональной дружбы, с которым ездили на конференции, сборы. Там тоже пели и танцевали. Настолько яркой и насыщенной была моя детская жизнь. Концерты, мероприятия, гастроли, выступления. Совершенно некогда было подумать о чём-то другом, везде всё успевала, как сейчас понимаю, только благодаря огромному желанию. Родители всегда знали, что я при деле, не волновались, даже если возвращалась поздно, ведь и сами много работали. Мама - Наталья Николаевна - работала поваром, папа - Геннадий Дмитриевич - водителем автобуса. С другой стороны, такая насыщенная жизнь заставила довольно рано повзрослеть и научиться самостоятельно принимать решения.

Потому и не долго раздумывала, когда мне, старшекласснице, предложили вести занятия в родном коллективе. Хотя поначалу растерялась: в нашем ансамбле «Улыбка» тогда было несколько групп, плюс группа аэробики. Но на помощь пришёл директор ДК Валерий Васильевич Кочанович. Он был преподавателем бальных танцев, первым моим педагогом в хореографии. К тому же мы жили рядом, Валерий Васильевич хорошо знал моих родителей, а его жена преподавала у меня в школе географию. А ещё я дружила с его сыновьями – близнецами Олегом и Алексеем, которые были на год старше.

И вот 16-летней школьницей я вошла в родной Дом культуры уже в новом качестве. В те годы работа в культуре серьёзно отличалась о нынешней, не было такого количества документов, нормативов, жёстких правил. Мой арсенал тогда – книги, пособия по преподаванию бального танца и кассетный магнитофон. Так я работала и творила со своими подопечными в ансамбле «Улыбка» и одновременно заканчивала школу.

- Как пришли к мысли профессиональной хореографической карьере?

- Очень хотела работать, ставить танцы. Понимала, что надо учиться серьёзно. И поступила в Анапский филиал Академического правового института. А после года очного обучения поняла, что просто не могу не танцевать. И с 1995 года у меня в трудовой книжке красуется единственная запись, сделанная в Доме культуры станицы Анапской. Полученный диплом юриста был благополучно положен на полку, а я танцевала, преподавала, репетировала, в общем, жила той самой жизнью, к которой с самого детства стремилась душа.

Тогда же, в 1995-м создала свои ансамбли «Антарес» и «Акварель». Профессионально росла вместе с его участницами. Мы занимали призовые места на конкурсах, участвовали во всех городских и многих краевых мероприятиях. Был небольшой перерыв в 2003 году, когда родились мои дочки-близнецы Маша и Даша. Но ровно через год снова была в строю. И опять появлялись танцы, идеи, характеры, которые непременно хотелось воплотить на сцене. Пришла к пониманию танца как искусства, материалом для образа которого служит человеческое тело. Начала глубоко изучать современные танцы, благо к тому времени мастер-классы перестали быть редкостью.

Много общалась со своими юными подопечными. И сейчас уроки импровизации – одни из самых любимых в моих коллективах. В отличие от эстрады современные танцы казались мне более насыщенными смыслами, дающими возможность лучше узнать себя, погрузиться в глубины самосознания и дать пищу для размышления зрителю. В те годы поняла, что отчаянно нуждаюсь в базовом хореографическом образовании. Поэтому, когда Геленджикский институт искусств набрал первое экспериментальное хореографическое отделение, без сомнений принесла свои документы туда.

Это было по-настоящему захватывающее и очень прикладное образование: я училась на практике, занималась всеми видами хореографии наравне с юными девчонками, только что окончившими школу.

- В Анапе Вас знают как первооткрывателя такого направления в танцевальном искусстве как хореографический спектакль…

- Импульсом к нему как раз и послужило то образование, которое получала в Геленджике. Моя дипломная работа была посвящена постановке хореографического спектакля. Взяла любимую многими на Кубани тему «Ночь перед Рождеством». И сделала постановку в народно-стилизованном ключе. Помимо хореографии продумала всё: костюмы, декорации, музыкальное оформление. Работать было очень интересно, потому что всегда могла проконсультироваться со своими педагогами. Позже поставила этот спектакль в родном ДК, и мы его несколько раз с успехом показали. До сих пор с удовольствием вспоминаю тот период, потому что такой подход к танцам в те годы был как минимум необычным. И очень благодарна директору Дома культуры Светлане Ивановне Хижняк за всестороннюю поддержку всех моих начинаний. Её внимательное отношение, помощь и доверие открывают самые широкие горизонты для творческого процесса.

- Сегодня Вы один из признанных мастеров современной хореографии в Анапе. Почему решили развиваться именно в этом направлении?

- Я бы сказала так: постепенно перехожу с эстрады на современную хореографию. Меня всегда в танце привлекала сюжетная линия, и до сих пор считаю, что без сюжета танец пустой. Конечно, в танце можно раскрыть образ, но если это история, разложенная по-режиссёрски и рассказанная телом, то это же здорово!

Приучаю и своих воспитанников задумываться над тем, что они хотят донести зрителю. Садимся в кружочек. Спрашиваю: «Если вы боитесь, то как?» Хоть и сама много думаю, «подсматриваю за жизнью», но дети приносят ещё больше вариантов ответов на такой вопрос. Многое для танца черпаю именно из общения с ними. Перед тем как ставить номер, мы обязательно обсуждаем идею танца, лишь потом её реализуем. Это заставляет детей по-новому взглянуть на себя, свой мир и мир другого.

Сейчас в современной хореографии для развития самоощущения детей есть занятия по импровизации. Очень увлекательно наблюдать за самыми маленькими. Они всегда удивляют. Вот бегут по залу, предлагаю им остановиться в каком-либо образе. Это может быть «зонтик», «лужа», «пирожное». Слышу: «А я откусанное пирожное!», «А я пирожное с вишенкой!». Смотрю и вдохновляюсь, и готова развивать эту тему шире, глубже. Получается, что дети подталкивают к направлению, куда двигаться дальше.

- Откуда черпаете идеи?

- На время отпуска стараюсь освобождать «карту памяти», пытаюсь в этот период остаться пустой. Ничего не жду, специально не ищу. Люблю море, путешествия с мужем и дочками, вдохновляюсь природой, читаю книги, очень люблю смотреть умные фильмы и спектакли.

Сильное впечатление произвела на меня «Опера Бастилия» - оперный театр в Париже. Мы попали как раз на спектакль современной хореографии. Поразила атмосфера театра. Казалось, даже стены источают запах дорогих духов, настолько утончённо и высоко там подаётся искусство. Тогда-то явственно ощутила, что современная хореография – это искусство человеческого тела, которое построено на красоте и передаче внутреннего состояния. В том парижском спектакле из декораций были лишь две тонкие ширмы, которые ставились под разными углами. В отличие от пышности декораций классических балетов, здесь мы не отвлекались, видели только пластику тела. После таких потрясений, вызванных искусством, обдумываю увиденное несколько дней.

Часто вдохновляет музыка. Бывает, слышу мелодию и понимаю, что «пошли картинки». Когда задаюсь целью, то все, что могу, подыскиваю для реализации будущего образа или сюжета. Временами идеи приходят в таком количестве, что беру и записываю. Увижу у кого-то позу, скульптурность, линию, зрительный толчок, и поселяется зерно будущих постановок. И это зерно может зародиться от всего, материалом для новых сюжетов становится сама жизнь.

- Ваши «Истории, рассказанные стулом», которые зритель увидел в декабре 2018 года, произвели настоящий фурор, стали культурным событием Анапы…

- Вдохновило на постановку спектакля стихотворение Иосифа Бродского. Помните: «Стул состоит из чувства пустоты…»? Со строк Бродского, чуть переделанных под идею, и начинался спектакль. В последнее время стараюсь отходить от обычного формата ведения концертов. Исключила ведущих, зритель слышит записанные тексты, стихи, прозу, которые часто читаю сама.

Сейчас в своих спектаклях использую сюжетную линию полностью: все компоненты в постановке работают на главную мысль или идею. Режиссуру и хореографию тоже выстраиваю сама. Часто обращаюсь за помощью к своему другу Гаяне Ивановне Визирян, художественному руководителю двух театральных коллективов Анапы. Она всегда подсказывает, направляет. И, конечно, участвует со своими коллективами в наших постановках. Приглашаю на концерты «Антареса» и «Акварели» и вокальные коллективы, чтобы не утомлять зрителя одной лишь хореографией.

Часто танец - это провокация, эмоциональный и интеллектуальный шок, некое открытие, которое расширяет сознание. Когда тело, мысли и чувства ищут и экспериментируют с пространством и временем, это не развлекает зрителя, а побуждает к эмоциональному переживанию, осмыслению себя в мире.

- Когда находите время для таких сложных постановок, глубоких мыслей?

- Помогают все, кто рядом. Сейчас в моих хореографических коллективах около 80 человек. Бывает так, что в знаковые для города дни один коллектив выступает на одной площадке, другой – в другом конце города, мы с «Викторией» едем танцевать в третье место. Тогда выручают родители. Одна из самых надёжных – мама моей воспитанницы Ольга Викторовна Усатова.

Дома своей мудростью, спокойствием, выдержкой очень помогает муж – Семён Саввович Кукко. Его деятельность никак не связана с культурой, он руководит автотранспортным предприятием. При этом часто на нём все технические и организационные моменты моей профессии. Он знает всех моих коллег, видит, насколько наша работа важна, серьезна и ответственна. Сейчас понимаю, какое это великое счастье – иметь понимающего и во всём поддерживающего мужа.

Интересно, что в 2017 году нас обоих – и меня, и Семёна – представили к занесению на Доску Почёта города-курорта Анапа. Портреты повесили рядом, и девочки наши очень этим гордились.

- Дочки тоже прославляют фамилию Кукко в хореографии?

- И Маша, и Даша танцуют в моём «Антаресе». 1 сентября 2019 года им исполняется 16 лет. Так же, как и я, обе с шести лет танцевали. Видимо, передалось и чувство ритма, и музыкальность. В прошлом году с отличием окончили хореографическое отделение Детской школы искусств № 2, занимались у Светланы Геннадьевны Мартьяновой. Многое придумывают сами, учатся в гимназии «Эврика», там ставят танцы для всех праздничных постановок. Конечно, иногда обращаются ко мне с вопросами. Я подсказываю, направляю.

Не исключаю, что в качестве будущей профессии они выберут хореографию. Пока наблюдаю. Ведь наша профессия предполагает постоянную отдачу. Ты должен забыть о нормальном сне, нормальном питании, не стоять на месте, постоянно трудиться. Сейчас вижу, как они глубоко погрузились в изучение языков. Пока им интересно всё, и я готова поддержать любое их решение.

- Чем планируете удивить зрителя, о чём мечтаете в творческом плане?

- Вот так точно не могу ответить на этот вопрос. Меня всегда удивляли люди, которые могли запланировать себе сюрпризы, строили воздушные замки. Наверное, я настолько наслаждаюсь жизнью и своей профессией, что всегда ощущаю себя в потоке. Даже не могу назвать это работой, потому что это моя жизнь, моё творчество. Мне интересно жить, понимать, что обязательно произойдёт что-то интересное и быть готовой удивляться и радоваться этому. Точно знаю, что в таком состоянии обязательно зародится что-то новое, необыкновенное. Неожиданное оставляет больше впечатлений, больше эмоций, двигает тебя к прекрасному.

Я и в занятиях не загадываю, что должно получиться строго по-моему. Считаю, что для понимания танца, чувствования его ребёнок должен наслаждаться процессом. Ведь любой вид хореографии – это разрядка, диалог со зрителем, со своим «Я». Сама получаю огромное удовольствие от занятий. Прихожу в класс, включаю музыку, и всё плохое отступает. Так и принимаю от жизни сюрпризы и радости. Уверена, что счастье находится у каждого внутри. И красота мира в глазах смотрящего!

Ирина Иванова: «Хотите гармонично развитого ребёнка – окружите его классической музыкой!»

Преподаватель высшей категории по классу фортепиано, чуткий и увлеченный концертмейстер-виртуоз с консерваторским образованием, обладатель звания «Лучший концертмейстер Краснодарского края», Ирина Иванова уже 30 лет воспитывает у детей любовь к музыке.

В рубрике «Имя в культуре Анапы» преподаватель Детской школы искусств № 1 города-курорта Анапа Ирина Валерьевна Иванова рассказывает о строгих правилах и требованиях в работе с учениками, а также современных тенденциях в сфере приобщения людей к музыкальной культуре.

Ирина Валерьевна Иванова родилась 17 июня 1967 года в городе Ирбит Свердловской области.

Окончила сразу два отделения городской музыкальной школы: фортепианное и дирижёрско-хоровое.

В 1986 году окончила музыкальное училище в городе Асбесте Свердловской области (ныне Асбестовский колледж искусств) по специальности «фортепиано».

В 1992 году окончила Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского по специальности «фортепиано».

С 1992 года работала в Детской музыкальной школе посёлка Витязево, затем перешла в Детскую школу искусств № 1 города-курорта Анапа преподавателем фортепиано и концертмейстером.

Награждена Почётными грамотами Министерства культуры Кубани, главы города-курорта Анапа, управления культуры Анапы, Благодарностью губернатора Краснодарского края.

- Ирина Валерьевна, расскажите о Вашем пути в «большую музыку».

- До меня в роду музыкантов не было, и родители мои тоже к музыке не имеют отношения. Мама Тамара Гавриловна всю жизнь проработала инженером-экономистом Ирбитского Ордена «Знак Почёта» мотоциклетного завода. Папа Валерий Михайлович - мастер спорта по самбо, тренер по лёгкой атлетике, учитель физической культуры. Всё детство для нас с братом зимой - соревнования на лыжах и коньках, тренировки на стадионе, а летом - обязательные утренние пробежки и многодневные походы с палатками.

Но фортепиано влекло меня, кажется, с рождения. Это была просто магия. Помню: я совсем маленькая, детский сад. Кто-то из родителей смастерил деревянное пианино, раскрасил клавиши. К этому самодельному ящичку меня так притягивало, что каждое утро старалась примчаться в группу первой, чтобы только никто не занял его. Садилась, открывала крышку, и пальцы касались нарисованных клавиш. Через мгновение каким-то странным образом все мячики, лошадки и другие игрушки расплывались перед глазами, и я улетала в свой мир, играла, слушала ту музыку, которая звучала в голове и была самой счастливой на свете. В какой-то момент воспитательница поняла, что надо рассказать о моей «игре» родителям. На семейном совете решено было отдать меня учиться.

Очередь в музыкальную школу растянулась на три квартала. Отбор был сумасшедший. Сотни малышей должны были похлопать, потопать, прочитать стихотворение, угадать ноты, спеть перед комиссией. На следующий день вывесили метровые списки с поступившими. И я нашла там свою фамилию. Меня определили на дирижёрско-хоровое отделение. Как гордился мною папа, рассказывал о моём поступлении знакомым и незнакомым людям!

- Почему не фортепиано?

- У меня оказалась «не пианистическая рука». Помню, как в самом конце отборочных испытаний протянула членам комиссии вспотевшие от волнения ладошки. И эти тёти начали тщательно рассматривать мои пальцы, проверяли подушечки, растяжку, ширину ладони. Услышала только: «Короткие пальцы!». Но голос и слух мои очень понравились. Как раз в этом году в школе открывалось экспериментальное дирижёрско-хоровое отделение, и меня определили туда.

Наш хор был великолепен, почти сразу начались выступления, гастроли. А фортепиано было лишь раз в неделю. Правда, когда педагог по фортепиано увидела, как легко и ладно мои пальчики побежали по клавишам, сама подошла к директору школы с просьбой перевести меня на отделение фортепиано. Но с дирижёрского меня уже не отпустили, потому что пела я лучше других. Так и окончила оба отделения сразу, правда, все эти годы жила в музыкальной школе почти круглыми сутками. Часто подолгу разбирала музыкальные тексты, копошилась, старалась прочувствовать каждый звук, каждую нотку. А потом выходила – и очаровывала музыкой всех на радость преподавателям.

- Успевали учиться в обычной школе?

- Была перестраховщицей. Зная, что в течение года на обычную школу времени будет в обрез, брала на всё лето в пионерский лагерь чемодан учебников. Благо, папа был начальником лагеря, и в тихий час можно было не спать. Уходила к нему в кабинет и прорабатывала сама математику, историю, литературу, решала задачки по геометрии и физике. В итоге в течение года мне было совсем не трудно учиться. И сейчас своим детям говорю: берите на лето программу, разбирайте, учите, потом будет легче.

- Наверное, даже такому талантливому и старательному подростку не просто было поступить в музыкальное училище?

- В училище я и не собиралась, во всяком случае, планов посвятить себя музыке по-настоящему к пятнадцати годам не строила. Но родители вошли во вкус, настояли, хотя надо было ехать за 200 километров от дома в город Асбест.

Помню, поступать поехали с мамой. Подходим к зданию. Начало лета, окна распахнуты. И отовсюду звуки. Труба, фортепианные аккорды, кто-то распевается. Тогда услышала это впервые, и закружилась голова. «Настоящий храм искусств, - подумала я, – здесь творится волшебство». Конкурс был очень высоким: 8-10 человек на место. Капитальный отбор, брали самых лучших. Но экзамены сдала легко, прошла все испытания и была на седьмом небе от счастья. Уже в училище выбрала фортепиано, исполнительский факультет, хотела стать великой артисткой.

Сейчас, как профессионал, могу сказать, что пианистическая работа более кропотливая, надо связать каждую нотку, буквально выписать своими руками музыку. Получила специальность: преподаватель фортепиано и концертмейстер. Общий преподавательский стаж у меня больше 30 лет. И уже 20 лет работаю концертмейстером в Детской школе искусств № 1 Анапы с заслуженным работником культуры Кубани Татьяной Григорьевной Глебовой. Много гастролируем, участвуем во всех краевых конкурсах. Горжусь: наш хор «Серебристые звоночки» Детской школы искусств № 1 ещё ни разу не приехал с краевых конкурсов без первого места. Когда с серьёзного конкурса мы вернулись с Гран-при, я и получила диплом «Лучший концертмейстер Краснодарского края».

- Чем хороший концертмейстер отличается от посредственного?

- Хороший концертмейстер ещё что-то видит и слышит между нот. У меня получается, что я где-то веду партию ученика, где-то его подхватываю, хоть в нотах этого нет. В музыкальный текст внедряю свои доработки. А на концертах с хором мы вообще работаем не видя друг друга. Только чувствуем, как единый организм. Думаю, это понимают и зрители в зале.

- К тому же у Вас консерваторское образование. Как решились шагнуть на высшую музыкальную ступень?

- Просто очень любила музыку и то состояние, которое она даёт. Конечно, консерваторское образование поднимает музыканта на невиданные высоты. Но, чтобы поступить в Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского, при сданных на пятёрки в училище госэкзаменах, я ещё самостоятельно занималась по 8-10 часов каждый день. Сейчас дочь Ангелина, - пожалуй, самый главный плод моего труда, - учится на пятом курсе Московской государственной консерватории после окончания колледжа им. Гнесиных. И, как никто другой, понимает меня.

- Дочка тоже выбрала фортепиано? Или у неё просто не было выбора?

- Дома стоял инструмент. Вдруг слышу, как она, тогда ещё двухлетняя, подходит к инструменту, поёт и подыгрывает себе одним пальчиком: «Как у нашей ёвочки зелены иговочки». Понимаю, что у ребёнка абсолютный слух, и с этим надо что-то делать. Хотя и жалко её было, ведь тогда я уже знала, насколько это серьёзный труд.

Почти сразу у Ангелины проснулся сильный голос: в роду у неё по линии моего мужа казаки. Начали заниматься. И петь, и играть. На выпускном в детском саду она исполнила «Лунную сонату» Бетховена (я её переложила в ансамбль), чем растрогала и изумила и воспитателей, и родителей. При этом всегда быстро схватывала и учила ноты, много сочиняла сама. У неё получалась невероятная, космическая музыка. Переслушиваем эти записи спустя почти 20 лет, и не понимаем, как это происходило, музыка словно шла «сверху». Интересно, что сейчас ни она, ни я так сыграть не можем.

То есть для неё действительно выбора не было. Её выбрала музыка, и Ангелина пошла ей навстречу. А я была рядом. Сейчас она уже великолепный концертмейстер, занимает призовые места на конкурсах. Когда приезжает на каникулы в Анапу, тоже старается выступать, поддерживать артистическую форму. В этом году на конкурсе КИТ выбрала себе сложнейшую программу, играла Чакону И.С. Баха – Ф. Бузони без перерыва 12 минут. А поскольку это уже второй её Гран-при на этом конкурсе, то преподаватель в консерватории Сергей Александрович Главатских получил награду- «Серебряный китёнок».

- Недавно Вы вернулись с учёбы в рамках национального проекта «Культура». Учились в Академии им. Гнесиных. Что приобрели для себя за ту неделю в Москве?

- На курс «Выдающиеся музыканты-педагоги Гнесинской школы: фортепианная школа В.М. Троппа» съехались педагоги со всей страны. Вёл занятия сам Владимир Мануилович Тропп, профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой специального фортепиано Академии им. Гнесиных, исследователь и популяризатор классической музыки, заслуженный деятель искусств России, ученик профессора Теодора Давидовича Гутмана. Помогал Владимиру Троппу его ученик и коллега Денис Александрович Бурштейн, это известный в России концертирующий пианист, доцент, аспирант Академии им. Гнесиных.

Эти два музыканта просто всколыхнули в памяти отношение к музыкальным занятиям старой школы. Урок был открытым для всех желающих, и нередко превращался в настоящий концерт, где преподаватель, показывая, как нужно играть то или иное произведение, с блеском исполнял его целиком. Публика в классе аплодировала. Как учащемуся можно было не подготовиться к такому уроку?

Общаясь с людьми такого уровня профессионализма, надолго заряжаешься желанием творить, искать и находить. Такие встречи оставляют глубокий след в душе каждого музыканта.

На учёбе мы обсудили современные сборники, которые Тропп рекомендовал бы детям. Большое внимание уделили способам пианистической игры, правильной работе со звуком, сами много играли. В эти же дни в Москве проходил XVI Международный конкурс им. П.И. Чайковского, поэтому мы все не просто обогатились, а, можно сказать, впитали атмосферу праздника.

- Есть ли у педагогов из разных регионов одинаковые трудности?

- Да, и в первую очередь это огромная занятость современных детей. Сегодня школьникам тяжело совмещать несколько школ. Если раньше считалось, что ребёнок учится в музыкальной школе, и это была серьёзная занятость, то сейчас с наших занятий они торопятся кто на плавание, кто на танцы, кто на фигурное катание. Музыкально одарённые дети часто ещё хорошо рисуют, художественная школа также предъявляет жёсткие требования. К тому же и наша школьная музыкальная программа усложнилась с тех пор, как перешли на предпрофильное образование. Хотя талантливых детей с годами меньше не становится.

- Не теряют ли современные дети интерес к музыке?

- За три последних года этот интерес, наоборот, возрос. Сейчас и в нашу школу довольно серьёзный отбор: до десяти человек на место. Многие хотят играть и выступать. Правда, времени заниматься всё равно нет.

При этом малыши быстро схватывают, трёхлетки уже многое умеют из того, что раньше выполняли пяти- и шестилетки. Сейчас занимаюсь с самыми маленькими по методике цветных нот. Первым, кто расположил ноты по цветовому спектру, стал композитор Александр Скрябин. Семь нот – семь цветов радуги. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную игру. Специально для таких занятий оформила инструмент. Сначала мы играем и рисуем не нотки, а разноцветные кружочки. Потом нотки раскрашиваем, постепенно уменьшаем размер. И через несколько занятий малыши твёрдо овладевают нотной грамотой. Усвоить нотный материал считается одним из самых сложных умений.

- Когда-то Вы хотели стать великой артисткой. А пошли в преподавание?

- Наверное, если бы раньше конкурсное и фестивальное движение было так развито, как сейчас, то я могла бы стать концертирующей пианисткой. Но в те времена конкурс был один на область, и брали самых выдающихся. Правда, выступать любила всегда. Обожала сцену. Замечала, что все перед выступлением волнуются, трясутся, а у меня драйв. Сейчас, когда работаю с хором, испытываю что-то подобное. На сцене хочется блистать по-прежнему. Но всегда мечтала быть именно преподавателем.

Сейчас я увлекаюсь сочинением стихов и музыки к ним, люблю импровизировать, научу музыке не только ребёнка, но и взрослого человека, саккомпанирую хору, вокалисту, инструменталисту. Пожалуй, только свою школу-студию осталось открыть. Силы, желание и возможности есть.

- Были ли у Вас любимые ученики, кем особо гордитесь?

- В самом начале моей педагогической карьеры в музыкальную школу Витязево приехал поступать мальчик из Цыбанобалки. Для вступительного экзамена он самостоятельно выучил первую часть «Лунной сонаты» Бетховена. Звали мальчика Нариман Музафаров. Для начала обучению музыке он был уже довольно взрослый: лет 13. Но невероятно, божественно талантлив. За три года мы с ним прошли программу семи классов. И я лично повезла его в Москву, в музыкальное училище имени Гнесиных. Там Наримана взяла к себе в класс легендарная Ирина Наумова, ученица Г.Г. Нейгауза, и это было практически чудом! Знаю, что затем он окончил Государственную классическую академию имени Маймонида. И сейчас очень успешен: работает в Москве в Театре-студии «Bel Canto» им. В.Е. Коростина.

- Вы пианистка, дочь пианистка. В Вашей семье все играют на фортепиано?

- Мой муж Павел, окончивший металлургический техникум, с музыкой не был связан никогда. Но очень любил, когда я играла. С самой юности: «Давай, Иринушка, сыграй». Потом мы с подросшей Ангелиной устраивали домашние концерты. Научила играть некоторые песни на пианино и мужа. Гордился, показывал друзьям, как он играет. Очень открыт и расположен к музыке. У нас и в машине, и дома всегда классика звучит.

Сейчас на каникулы приехала Ангелина, разбирает программу для государственных экзаменов в консерватории. Окна открыты, и соседи не понимают, почему музыка не умолкает ни на минуту. Но простому человеку, и правда, непонятно, что музыкант должен всю свою жизнь совместить с этими каждодневными упражнениями. Иначе потеряется гибкость, эластичность, аппарат придёт в негодность, нарушится связь с инструментом. Если пианист долго не играет, у него появляется неустойчивость и неуверенность в руках.

- Что бы порекомендовали нынешним родителям, чтобы дети впитывали культуру музыки?

- Слушать классику, включать её дома. Всем своим ученикам на первых же уроках я даю флэшку с классическими произведениями. Это очень помогает в работе. Мои ученики с детства знают Чайковского, Шумана, Баха. А спустя время мы эти произведения играем. Так формируется мышление, интеллект, уравновешивается нервная система, улучшается музыкальный слух.

Классика – это эталон прекрасного! Она не только в музыке. В одежде, искусстве, архитектуре, еде. Классическая музыка открывает прекрасное в человеке, она основа вообще любой музыки. Общепризнано, что из юных музыкантов, впитавших классику, пусть они даже не пошли по профессиональной стезе, вырастают умные и очень достойные люди. Эти люди привносят много нового в те отрасли науки и промышленности, которыми занимаются. Поэтому всегда говорю родителям: «Хотите гармонично развитого ребёнка – окружите его классической музыкой!».

Войти

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Купить билет