Имя в культуре Анапы

Елена Остапенко: «Главное для артиста: любить зрителя!»

Педагог, хормейстер одного из лучших вокальных коллективов Краснодарского края, руководитель Образцового художественного ансамбля эстрадной песни «Акварель» и вокального ансамбля «Мятный бриз». В рубрике «Имя в культуре Анапы» Елена Остапенко рассказывает о профессиональной системе достижения целей в вокальном исполнительстве, о любви к вокальному искусству, о посвящении себя зрителю.

Елена Владимировна Остапенко родилась 18 января 1971 в Красноярске.

В 1990 году с отличием окончила Красноярское училище искусств по специальности «хормейстер, учитель музыки и преподаватель сольфеджио». Именно тогда решила связать свою жизнь с песней во всех её аспектах. Работала хормейстером в ведущих коллективах Красноярска, где была активной участницей городских и краевых конкурсов и фестивалей.

В 2002 году с отличием окончила Красноярскую Академию музыки и театра, преподавала в Детской музыкальной школе и Красноярском училище искусств.

В 2006 году вместе с семьёй переехала в Анапу – «самую яркую гавань России».

В 2007 году в Детской школе искусств № 1 города-курорта Анапы состоялся первый набор талантливых детей на отделение вокального искусства класса Елены Остапенко. Год спустя в Анапе зазвучали «первые ноты» вокального ансамбля эстрадной песни «Акварель» на базе Дома культуры «Молодёжный».

Вокальный ансамбль эстрадной песни «Акварель» успешно защитил и подтвердил звание «образцовый». Ещё одно детище Елены Остапенко –вокальный ансамбль «Мятный бриз», в составе которого выпускники ансамбля «Акварель», самые яркие, самые преданные искусству вокального исполнительства. Оба коллектива пользуются заслуженной славой у анапчан: ни одно крупное городское мероприятие не обходится без их голосов. Высокий уровень мастерства исполнителей подтверждают многочисленные дипломы званий лауреата Всероссийских, Международных конкурсов и фестивалей. В «звездной» копилке «Акварели» и «Мятного бриза» - более десятка Гран-при крупнейших фестивалей и конкурсов страны и мира.

- «Мятный бриз» в очередной раз стал абсолютным номинантом Гран-при на Международном многожанровом конкурсе «КИТ». Жюри не скрывали своего восторга.

- «Мятный бриз» - не только моё детище. В 2010 году моя дочь, Марина Остапенко, как молодой начинающий хормейстер, предложила привлечь подрастающее поколение к вокальному искусству, а наставниками стали бы выпускники ансамбля «Акварель». Родилось название «Мятный бриз», которое очень понравилось всем участникам. Коллектив был уникален тем, что тогда двадцатилетняя Марина сама пела с воспитанниками.

- Да и название такое… сладко-романтичное!

- О, да! Здесь и морские нотки, и романтика, и мечты. Часто название - это успех, стимул для всех его участников. В июле 2019 года, когда «Мятный бриз» получил свой заслуженный Гран-при на Международном конкурсе «Сотворение», председатель жюри признался, что у нас не только исполнение было «вкусным», но и само название.

- Как легко Вы рассказываете: «тут Гран-при, там Гран-при». Не каждому коллективу удается покорить эту вершину…

- Это наш общий результат. Работа воспитанников, преподавателей и, конечно же, родителей наших талантливых «звёздочек». Меня всегда учили, что «вокальная школа» прежде всего… Нужно дать азы каждому, кто начинает вокальную деятельность. Дети в коллектив приходят совершенно разные, потому и я, и Марина Витальевна ставим для себя цель: работать на результат. Но обратите внимание: все вокалистки «Мятного бриза» окончили музыкальную школу. Планку они подняли очень высоко, поэтому сейчас для всех групп коллективов хотим ввести если не сольфеджио, то обязательно нотную грамоту. Потому что без знания основ нотного письма многоголосье достойно не исполнишь.

- Расскажите подробнее о той системе, которая помогает подготовить вокалистов такого уровня.

- Могу сказать сразу, что работать по какой- то одной системе с детьми не получится, им нужен «букет» различных подходов и приёмов, и это приходит во время самой работы. В Красноярске я получила профессиональное образование хормейстера, где нам давали методики лучших мировых школ. Мы назубок знали метод Золтана Кодая, занимались по принципам Георгия Струве. Хоровые школы были едины в главном: строгие и чёткие занятия позволяют выявить природный певческий голос и довести его до хорошего уровня даже у тех детей, родители которых считают, что у них «нет голоса». Детский голос наше поколение вокальных педагогов изучало долго и углублённо. И я согласна с мнением, что только индивидуальный подход к каждому исполнителю приносит результат.

Принцип обучения строится от простого к сложному. У каждого уровень разный, но цель педагога - выявить потенциальные способности и развить их в правильном направлении. Именно поэтому кто-то получает результат быстро и выходит на сцену солистом, а кому-то комфортно работать в составе ансамбля. Задача каждого педагога - воспитать грамотного исполнителя, развить мелодический и гармонический слух и, главное, - хороший музыкальный вкус. Такой практике я обязана своим педагогам, и очень благодарна им за это. Сейчас часто вспоминаю их слова как напутствие: «Всё, что ты поёшь, должно приносить зрителю любовь и радость!»

В моей жизни был интересный творческий опыт. Тогда я была начинающим хормейстером в Красноярске. Так получилось, что музыкальная школа, в которую я пришла работать педагогом по вокалу, находилась по соседству с детским домом. Воспитанники его были полны огромного желания петь с большой буквы. Но самое главное - они хотели учиться. Долго не размышляя, принялась за работу. Урок за уроком, занятие за занятием, давала им «Тоника соль-фа», в полной мере использовала систему Струве. А когда, спустя время, мы выступали на городском конкурсе в Красноярске, педагоги подходили и спрашивали, серьёзный ли был отбор в коллектив. Настолько тонко были настроены голоса ребят. Да, они не пели сложные партитуры, но качество вокального звука было великолепно. В итоге из детей-сирот получился один из лучших хоров города Красноярска. Я проработала с ними десять лет, выпустила в мир, и знаю, что для многих занятия музыкой стали определяющими в жизни.

- В «Акварели», как и в «Мятном бризе» тоже используете классическую методику преподавания? Ведь не все ребята учатся в музыкальной школе?

- Конечно. Почти 30 лет наблюдаю результативность этой методики на практике: у всех моих воспитанников налаживается координация слуха и голоса по принципу: «слышу-воспроизвожу», а малыши-акварельки уже через год с начала занятий чисто интонируют и удерживают тональность при пении. Я уже не говорю о базовых вещах, когда у учеников улучшается музыкальная память, развивается мышление и чувство ритма, закрепляется мелодический и гармонический слух. К тому же, мы не ограничиваемся только пением.  Помимо теории, нотной грамоты, где мы распеваемся, поём гаммы, каноны, выполняем упражнения, читаем с листа, обязателен урок хореографии, который ведёт талантливый репетитор- хореограф, танцор международного класса Алексей Грищенко. Самым сложным, но и в тоже время самым любимым для детей является занятие с микрофонами на сцене концертного зала.

- Что ещё, помимо классической методики, считаете важным для становления артиста?

- Чрезвычайно важна триада преподаватель – родитель – ученик. Очень приветствую, когда родители не просто «записали» ребёнка в студию, но и поддерживают соблюдение правил и требований даже вне занятий. Родители – это, наверное, самый главный педагог для ребёнка, а когда мы работаем в тандеме, ребёнку намного легче воспринимать информацию. Учу и родителей помогать своим детям, поддерживать их даже если что-то не получается, идти с ними их дорогой и всегда прислушиваться, так как психология артиста – «это сложнейший механизм успеха!». Когда ребята становятся постарше и поют в больших сводных концертах, они понимают, что участие в общегородских мероприятиях – это не только слава, но ещё и терпение, и ответственность. Иногда репетиции на Театральной площади занимают по нескольку часов. Но если ты артист, то должен стоять и не жаловаться. Так рождаются звёзды и получаются разноплановые номера.

- В этом году у вас просто звездопад…

- Вы знаете, и я и наши воспитанники тоже считаем этот год достаточно продуктивным. Наверно потому, что сбылась общая мечта: создать сольный концерт в сопровождении живого оркестра. Репертуар «Мятного бриза» был практически готов. А встреча с руководителем народного инструментального ансамбля «Диксиленд Джаз-Бэнд» Виктором Ильиным, с предложением посотрудничать, раскрыла новые горизонты. Мы начали работать. Каждую совместную репетицию желаний появлялось всё больше, рождались композиции, ребята открывали себя с самых разных сторон. И вот в марте 2019 года наша премьера при полном аншлаге состоялась на главной сцене города-курорта Анапа – в Городском театре. Имена юных исполнителей Софьи Бейман, Алины Родичевой, Ангелины Щербаковой, Стефании Мазуркевич, Анны Кошляковой, Лики Дальяновой, Екатерины Седых, Александра Расстригина звучали на сцене по-особому. Зал действительно получил массу положительных эмоций и, главное, любовь каждого артиста на сцене. В каждом из них я увидела саму себя, и это не маловажно для учителя…

Мы с нашими воспитанниками очень дорожим совместными проектами. Неоднократно создавались номера, в состав которых входили самые яркие и профессиональные коллективы города-курорта Анапа. Не только вокальные, но и хореографические. Так на свет появились незабываемые вокально-хореографические композиции «Мир без войны», «Широка страна моя родная», «Тополя» (а капелла) в исполнении ансамбля «Мятный бриз», «Флаг моего государства» и многие другие.

- Участникам «Акварели» есть на кого равняться!

- Безусловно. Сегодня «Акварель» - это уже яркий и звёздный состав. Эти ребята уже с 5 лет на главных сценах города. Для «Акварели» «Мятный бриз» - это большой пример, как надо трудиться и уверенно идти к цели, а мы, педагоги, будем во всём им помогать и вести по верному пути.

Конечно, очень хочется, чтобы именно твои выпускники работали с тобой дальше, но пришло время, и они устраивают жизнь, решают, чем будут заниматься в будущем. Горжусь тем, что некоторые мои ученики связали свою судьбу именно с песней и с искусством в целом. В этом году Софья Бейман стала студенткой Московской театральной школы им. Олега Табакова, Александр Расстригин поступает в Новороссийский музыкальный колледж им. Д. Шостаковича, Стефания Мазуркевич - в Сочинский колледж искусств на вокальное отделение. И это мы считаем большим успехом!

- Говорят, на сцене заметили три поколения семьи Остапенко…

- А как без этого? Выхожу петь сама, с 7 лет в ансамбле «Акварель» пел мой сын Георгий. Он – моя опора в жизни - окончил с отличием музыкальную школу, поёт моя дочь — единая по духу, хормейстер ансамблей «Акварель» и «Мятный бриз» Марина Наумова. А в 2018 году на сцене засияла наша самая юная звездочка - четырёхлетняя внучка Юстина Наумова, она показала себя певицей с большим будущим. Уже сейчас, выступая в составе ансамбля, она лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, поёт и сольно.

- Получается, Вы основатель целой династии музыкантов?

- Скорее, продолжатель. Мой отец был профессиональным музыкантом в Красноярске. Играл на многих музыкальных инструментах, а я, глядя на него, училась игре на ксилофоне, потом играла в педагогическом оркестре народных инструментов. Думаю, за такую преданную любовь к искусству я обязана именно своей семье - они привили мне особый вкус к музыке. До сих пор часами сижу над репертуаром, ведь каждую мелодию нужно пережить, примерить, увидеть.

Мне всегда говорили, что искусство ансамбля – это не просто попасть в ноты. Это то состояние, которое приходит «сверху». Можно взять песню и повторить её по нотам, но сути песни так не достичь. А ведь каждая хорошая песня – это целая жизнь. И мои воспитанники на сцене проживают её по-особому.

- О чём мечтаете в творческом плане?

- Хочу наряду с обычной группой, куда мы берём всех желающих петь, создать группу сильных малышей, вести их по профессиональному пути, разглядеть их потенциал и одарённость. Хотя всем группам без исключения мы даём музыкальные прописи, развиваем слух с помощью дыхательных, игровых занятий, ставим голос. Люблю «лепить» из самых маленьких - ярких вокалистов.

Второе, чего хочу себе пожелать, - понимающих родителей. Важно, чтобы они доверяли нам, любили то, чем занимаются дети. Иногда мне кажется, что внимательный родитель – это половина успеха.

Но главная моя мечта – поставить мюзикл. Да, это одно из самых сложных направлений в нашей работе, но есть цель, будем к ней идти и стремиться быть лучшими. Уверена, что многие коллеги, с кем работаю -  вокалисты, танцоры, театралы - поддержат нас с этой идеей.

Огромное спасибо управлению культуры муниципального образования город-курорт Анапа - этой слаженной и дружной команде - за доверие, трепетное отношение и большое внимание к нашему творчеству. Любовь к искусству невозможно передать словами, это состояние души. И это живёт в артисте всегда. А главное для артиста на сцене это безусловная любовь к зрителю.

Основные успехи ансамблей «Мятный бриз» и "Акварель":

- Премия ARTIS-2017 год г. Санкт-Петербург; Звание «Лучший вокальный ансамбль сезона 2016-2017»;

 - Премия в области культуры и искусства г. Москва;

- Золото на XVII Всероссийских молодежных Дельфийских играх г.Владивосток 2018 г. Совместную работу, получившую высшую награду, представила талантливая солистка нашего ансамбля Бейман Софья. Она признана «Лучшей певицей сезона 2016-2017» в г. Санкт -Петербург, является финалисткой телепроекта и всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» 2018г.;

- Ежегодные премии одаренным детям в области культуры главы муниципального образования город-курорт Анапа.

Воспитанники коллектива, а также их руководители, в рамках Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей, принимают участие в мастер-классах и обучающих семинарах ведущих специалистов в области вокального искусства в городах Анапа, Краснодар, Новороссийск, Сочи, Ялта, Санкт- Петербург, Калининград, Москва.

Карен Саканян: «На моих репетициях можно баловаться»

Режиссёр театрализованных представлений и праздников города-курорта Анапа, артист оригинального жанра, иллюзионист, актер, лауреат международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, участник церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, руководитель народного театра миниатюр «Овация». Всё это – Карен Саканян.

Молодой режиссёр рассказал о новых подходах к постановке массовых мероприятий и увлекательной работе по раскрытию таланта каждого, пришедшего в театральный мир.

Карен Овикович Саканян родился в 1990 году в Кировакане (ныне – Ванадзор) в Армении.

С начала 2000-х годов вместе с семьёй живёт в Анапе.

По окончании школы поступил в Краснодарский государственный институт культуры, на экспериментальный курс режиссуры театральных представлений и праздников. Курс вёл доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой режиссуры КГИК, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия, заслуженный деятель искусств Кубани Олег Иванович Марков.

В 2014 году после окончания с отличием КГИКа Карен Саканян вернулся работать в Анапу режиссёром массовых представлений Городского театра.

В 2017 году окончил МПГУ по специальности «государственное и муниципальное управление».

С 2016 года - руководитель народного театра миниатюр «Овация» города-курорта Анапа.

- Карен, в числе десяти специалистов в области культуры Анапы в этом году Вы прошли обучение в рамках федерального проекта «Творческие люди» нацпроекта «Культура». Что почерпнули для себя?

- Интересно, что программу обучения, которая проходила на базе КГИК, вёл ученик моего же учителя, старший преподаватель кафедры театрального искусства Алексей Николаевич Дегтярёв. То есть мы с ним воспитанники одной школы. Оттого интереснее было восстановить в памяти и заново приложить к своей нынешней деятельности те каноны, ту систему, которую давал нам Олег Иванович Марков. Ведь этот курс – «Технология создания массовых праздников и шоу-программ» – это его научная школа.

До Маркова у нас была одна методика постановки для театра, другая – по спектаклям. А именно по массовым постановкам такой структуры не было, каждый режиссер интуитивно работал над сценарием. Марков вывел технологию создания театрализованных представлений и массовых праздников с научной точки зрения. Он разбил мероприятия на блоки, эпизоды и единицы сценической информации. Вывел несколько понятий, которые стали ключевыми. Отдельное внимание уделил теме. К примеру, «9 мая» – это не тема. Это праздник. А тема театрализованного представления может звучать так: «О любви, прошедшей испытания войной». По такой схеме легко создать хороший сценарий. Он получается цельным, единым, всё действо направлено на общую мысль.

- Вы уже опробовали это на практике?

- В деле это удаётся не всегда. Но мы с коллегами идём к этому от мероприятия к мероприятию. Сам я «по Маркову» ставил свой дипломный проект, можно сказать, впервые обкатал технологию. Это было представление как раз к 9 мая. И в этом году я ставил представление к Дню Победы на Театральной площади именно по данной технологии. Конечно, на практике появляется множество деталей, мы подстраиваемся и корректируем.

- Такая технология применима ко всем театрализованным представлениям?

- Практически. Но в нашей работе есть ряд факторов, начиная с заказчика и заканчивая зрителями, аудиторией. Так что к массовым представлениям один подход, а более локальные праздники зависят от аудитории. Для молодёжи используем более современный язык, старшему поколению необходима ностальгия. В нашей профессии знать аудиторию – один из важнейших залогов успеха.

- Курс, на котором Вы учились у Олега Маркова, назывался экспериментальным. Каково это – исследовать и нащупывать себя в профессии?

- Студенческие годы – время незабываемое. Нас учили, что режиссёр должен уметь всё. Это «всё» мы и изучали. Хореография, вокал, движение, сценическая речь, актёрское мастерство, написание сценариев, художественные виды искусства. Мы создавали шоу-номера, пародии, иллюзионы, научные шоу. Со мной на курсе учился юный, но уже профессиональный пародист, я – иллюзионист, был хореограф, все очень разные. Естественно, много практиковали. Ездили по станицам, проводили Дни города по всему краю, открывали выставки. Запомнился крупный проект в Крымске – «Сопка героев» 9 мая 2013 года. Делали его всем курсом. Привлекли 500 военных, сделали большую реконструкцию, театрализацию, у нас летали самолёты, мы развернули огромные Георгиевские ленты.

В выпускной год на олимпиаде в Сочи все мы были актёрами массовых сцен. Я участвовал в двух эпизодах: «Рыбы-звезды», где мы раскрывали кольцо, и играл Мастера в блоке «Литература».

- С таким выдающимся творческим багажом не остались в Краснодаре, а вернулись в Анапу?

- Были предложения и в Краснодаре. Но дипломный проект я делал в Анапе и вернулся в родной город. Сначала работал режиссером массовых представлений, режиссером концертного отдела Городского театра. А когда руководитель театра «Сказка» уехала в Санкт-Петербург, возглавить коллектив в 2016 году предложили мне.

Изменил название, теперь мы – «Театр миниатюр «Овация». Поменял структуру, дополнил концепцию, объединил коллектив. Уже через год мы защитили звание «народный». Сейчас в «Овации» 40 артистов, три возрастных группы: младшая - от 6 лет, средняя - от 13 до 16 лет и старшая от 16 до бесконечности. Нас сразу заметили. Сейчас участвуем во всех масштабных мероприятиях города, стали лауреатами многих фестивалей.

- Как подбираете репертуар?

- Стараемся разнообразить, чтобы ребятам было интереснее. Работаем в классическом жанре: поставили любимый многими поколениями «Вперед, котёнок!» Андрея Зинчука. Показывали его на городском фестивале Театрфест. А в этом году замахнулись на пародию. Эстрадные пародийные номера объединили общей сюжетной линией в «Эстрадный винегрет». У нас пели «Виагра» с Валерием Меладзе. Изменили в песнях текст, добавили шуток. И зрители, и актёры были очень довольны.

- Получается, освоили и вокал?

- Да, теперь мы ещё поющие и танцующие. Когда я пришёл руководить театром, принял к нам хореографа и педагогов по вокалу.

- Кто приходит в Вашу труппу? Строгий ли отбор? Важен ли ярко выраженный талант?

- Поступают малыши, которые хотят научиться выступать на сцене. В старшую группу люди приходят творчески отдохнуть и самовыразиться. Беру практически всех. Ведь у каждого ребенка есть индивидуальность. С одной стороны, с талантом проще. Показал, как надо, сделал номер, получил умиление, что от него ещё требовать? Но тогда развитие артиста останавливается. Поэтому мы берём любых детей и развиваем все способности, которые есть. Создаем благоприятную атмосферу, чтобы не дрались, не ругались, чтобы раскрепостились. Ведь сейчас в школах очень агрессивная среда. Дети приходят закрытые, замкнутые. Конечно, и от воспитания родителей многое зависит, но и я стараюсь сделать так, чтобы таланты не подрались.

- Для этого тоже есть собственная методика?

- Прилагаю усилия, чтобы детям не было тяжело, занятия были бы в радость, чтобы ребенок не зажимался, раскрылся. Тогда эмоции появляются автоматически. Знаете, у меня на занятиях можно баловаться, пробовать себя во всём. Моя задача как педагога – найти такую грань, чтобы создать одновременно и свободную среду, где артисты себя хорошо чувствуют, и требовательную, чтобы каждый понимал свою ответственность за общее дело.

Причём, стараюсь, чтобы они накапливали разный опыт. Сейчас, к примеру, мы работаем с «Блокнотом Анапы», снимаем каждую неделю погоду. И каждый ребенок читает прогноз в определённом образе. Камеры уже не боятся. Ставим каждому голос, речь, потихоньку раскрепощаем. Так что и сцены уже не боятся.

Правда, с пластикой сложнее. Нынешние дети мало уделяют времени спорту, видимо, много задают уроков. Поэтому тела своего не чувствуют, даже с элементарными приседаниями не всегда справляются. Но мы и над этим работаем. Рассказываю о мышцах, о том, что их нужно согревать перед выступлением, регулярно растягивать. Так постепенно все комплексы детей и исчезают.

Пока тяжелее всего со средней группой, где подростки. В этом возрасте им важно, как социум смотрит на них. Эмоциями делятся уже тяжело, с оглядкой: «А что обо мне подумают?». Для подростков обязательно проводим актёрские тренинги, убираем зажимы. Тут мне опять же здорово помогает моя студенческая школа краснодарского института культуры.

- Подбираете ли под явный талант репертуар?

- Бывает. Есть у нас мальчишка Егор Егоров. Яркий, эмоциональный, под него создаёшь совершенно определённые вещи. Без этого никак, ведь надо и чувствовать человека, и направлять его. Если у ребёнка явно выражен типаж, характерность, то и давать надо что-то абсолютно органичное. Тогда зритель сразу видит, что это не заученный текст, и сам юный артист понимает, о чём рассказывает, живёт этим. Искусственно хорошего материала не получить, сразу видно, что человек не проживает, а играет.

- Сами выходите на сцену, подаёте артистический пример?

- Выхожу и сам. Но только если не работаю в тот момент режиссёром, потому что это противоречит правилам. Режиссёр должен видеть, что происходит на площадке, и быстро принимать решения. Если кто-то опаздывает, например, то режиссёр должен знать, как исправить ситуацию. А когда участвуешь в представлении, то должен думать только о своей роли. Ведь систему видят те, кто со стороны. Изнутри не видно. И переключаться тяжело. Вот, когда ставит Иван Иванович Иванов, выхожу в разных амплуа. И пою, и танцую, и играю. К примеру, нынче на открытии курортного сезона в Анапе-2019 «работал» женихом. Но, зная, сколько деталей нужно объять режиссёру массовых постановок, даже если работаю актёром, всегда на подхвате, вплоть до технического оснащения, помощи с микрофонами.

- Приоткройте Вашу режиссёрскую копилку…

- Большой праздник к 9 мая 2019 года в Анапе, различные массовые мероприятия в Краснодаре. Отчетные концерты коллективов, Дни города в районах Краснодарского края. В Анапе на День города принимаю участие в каждом мероприятии, где-то придумываю сцены, работаю и как режиссёр. Пятый год ставлю Зимний студенческий бал в Анапе и как режиссёр, и как хореограф. В этом году он проходил в роскошном банкетном зале «Версаль». За пять репетиций собрали грандиозное действо с лучшими студентами города. Работа тяжёлая, но результат того стоит.

- В какой роли - актёра или режиссёра - Вам комфортнее?

- Режиссёра. И иллюзиониста! Это у меня семейное. Отец – Овик Саканян – известный в России и Армении иллюзионист. Он стал вторым иллюзионистом в мире после Дэвида Копперфильда, который показал публике прохождение сквозь стену. Отец у меня, можно сказать, легендарный человек. Он врач, работал психотерапевтом. Много времени уделял психологии и гипнозу. Выходил на сцену с парапсихологическими этюдами, гипнотизировал зрителей, устраивал шоу. Архивы сохранили запись, где зрители хохотали, когда их родственники под гипнозом вдруг начинали играть на скрипке или петь на итальянском языке.

Свои способности отец передал и нам с сестрой Анитой. Сейчас у нас семейный театр, втроём гастролируем с шоу иллюзий и фокусов. Работаем под псевдонимом Тейлор.

Но отец ещё много времени уделяет оздоровлению людей. Когда случилось землетрясение в Армении, многих эвакуировали в Сочи. И он, как врач, занимался восстановлением и реабилитацией пострадавших от стихии, работал психологом, помогал людям справиться со стрессом. И до сих пор помогает людям, хотя у него было много возможностей стать суперзвездой. Правда, своё дело не бросил, продолжает творить чудеса: улыбка ребёнка, который посмотрит фокус, значит для него гораздо больше, чем аплодисменты огромного зала.

- Значит, Вы в какой-то степени реализуете папину мечту – творите волшебство на сцене?

- То, что папа был волшебником, я знал всегда. К тому же, большинство его трюков уникальные, авторские. Многие профессиональные иллюзионисты, зная все секреты, не могут понять, как он вытворяет такое на сцене, что противоречит всем законам физики и химии.

А от мамы Каринэ в наследство я получил педагогические способности, хотя изначально оба родителя видели меня врачом. Но я был ближе к творчеству, туда и потянуло.

- Задам вопрос о творческих планах…

- Развитие! Развитие во всех направлениях: от театрализованных представлений до киноработ. Хочу увеличить численность групп. И, конечно, буду смотреть на тех, кто придёт. Вообще своим театром живу круглые сутки, можно сказать, женат на своей профессии. Сейчас работа занимает всё свободное время. Дома готовлюсь, ищу музыкальный и литературный материал. Даже в отпуске думаю о работе, планирую что буду делать. Сильно о планах распространяться не люблю, пусть это будет секретом. Вот когда получится, расскажу, как это получилось!

Василий Давыдов: «Не надо менять библиотеку, нужно поменять её имидж»

Один из немногих мужчин, работающих в библиотечной системе Анапы, Василий Давыдов вернулся с учёбы в рамках федерального проекта «Творческие люди» окрылённым: появились новые идеи для интересных проектов.

Своими взглядами на будущее библиотек и планами на ближайшие годы писатель, программист и энтузиаст поделился в интервью рубрики «Имя в культуре Анапы».

Василий Андреевич Давыдов родился в 1988 году в городе Николаевске-на-Амуре Хабаровского края.

Детство провёл на Сахалине, среднюю школу окончил в Тамбовской области.

В 2017 году окончил Челябинский государственный институт культуры по специальности «библиотечно-информационная деятельность».

С 2017 года – главный библиотекарь организационно-методического отдела Центральной библиотеки МБУК «Анапская ЦБС».

С июня 2019 года исполняет обязанности заведующего городской библиотекой-филиалом № 2 МБУК «Анапская ЦБС».

- Вы один из десяти счастливчиков в Анапе, которым довелось в 2019 году пройти обучение по федеральной программе «Творческие люди» нацпроекта «Культура». С какими мыслями вернулись с учёбы?

- В нашем регионе обучение по нацпроекту реализуется на базе Краснодарского государственного института культуры, где в январе 2019 года специально под цели нацпроекта «Культура» создан Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры.

Темой обучения была инновационно-проектная и грантовая деятельность библиотек. Нам, приехавшим из всех районов Краснодарского края, можно сказать, повезло: опытом делились настоящие мастера - профессор кафедры библиотечной и библиографической деятельности КГИК, доктор педагогических наук Наталья Леонидовна Голубева и доцент кафедры, кандидат педагогических наук Елена Владимировна Лынник. Там же, в стенах КГИКа, мы увидели реализацию передовой инновации в библиотеке университета: внедрение технологии RFID (Radio Frequency Identification), которая позволяет ускоряет процессы книговыдачи и поиска литературы в фондах с помощью автоматизации. Только представьте себе, что у вас есть пластиковая карта, с которой можно брать и сдавать книги в библиотеку одним касанием!

Библиотек с технологиями RFID в России по пальцам перечесть. А в Краснодаре такое стало возможным благодаря инновационным взглядам руководства университета. В целом во время учёбы мы хорошо структурировали знания о проектах, грантах, инновациях. И это оказалось очень ценным. Ведь в современном мире библиотеке без инноваций не просто. Сегодня для продвижения чтения в массы нам приходится конкурировать с Интернетом и телевидением, искать самые интересные варианты как представить книгу для читателя в выгодном свете. Поэтому проектами в библиотеках мы занимаемся регулярно.

Могу сказать, что вернулся с учёбы воодушевленный. На таких занятиях, в атмосфере творчества и энергии, которую создают преподаватели, и рождаются идеи. Заметил, что, если ты практик и приходишь учиться, неизбежно начинаешь мыслить творчески. Конечно, поездка на учебу не делает из людей гениев, но освежить ум помогает здорово. К тому же, самое главное, что делает преподаватель, - экономит твоё время, передавая свой опыт.

- Вы упомянули проекты анапских библиотек. Какие из них уже реализованы, или, может быть, находятся в стадии реализации?

- Сегодня мы разрабатываем несколько проектов. Расскажу подробнее об одном из них – имиджевом: «Библиотекус». Это mascotte: персонаж-талисман, узнаваемая фишка. У нас он - супергерой в плаще, с книгой на груди и лозунгом: «Тот, кто делает тебя умнее!» Мы уже выходили с ним на крупные общегородские мероприятия. Интеллектуальные игры, разрабатываемые на базе «Библиотекуса», позволяют потренировать ум и просто хорошо провести время. И это – лишь одно из направлений «Библиотекуса». А в целом данный проект призван брендировать книги, библиотеки, создавать привлекательный имидж для молодежи.

- Глядя на горящие глаза, начинаю догадываться, что библиотека с детства была Вашим призванием…

- Тут я Вас разочарую. Я окончил железнодорожный техникум, затем поступил в один из самых престижных транспортных вузов страны – Российский университет транспорта. Но через пару лет понял, что это не моё. Хотелось творчества, глубины. В это время судьба занесла меня в Челябинскую область. Районной библиотеке нужен был программист, а с техникой я в целом дружил, вот и пришёл туда системным администратором.

И только там, увидев, какие возможности для творческого человека даёт библиотека, начал наблюдать за библиотечными специалистами, прислушиваться и запоминать. Пробовал сопровождать мероприятия, создавать библиотечные продукты на основе электронных технологий, реализовал несколько инновационных проектов. И уже в Челябинский институт культуры на библиотечно-информационную деятельность поступил совершенно осознанно. А там открылись неведомые ранее горизонты.

- Вы говорите о преподавателях? Дисциплинах?

- В первую очередь о настоящей научной среде, которой было пропитано всё пространство вуза. И такой климат создавали выдающиеся преподаватели. Например, Ирина Юрьевна Матвеева, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности. Сейчас понимаю, что её подходы меняют взгляды на любую деятельность вообще. В её понимании человек на любом рабочем месте – это всегда творец. На её занятиях никогда не скучно, она подходит с юмором ко всему. Нам, студентам, оставалось лишь впитывать. Наверное, только там я наконец понял, что же такое библиотека.

У людей, кто никогда в библиотеки не ходит – и взгляд на библиотеки зачастую неверный. Я и сам до работы в библиотеке думал, что там только пожилые женщины трудятся да книжки читают.

- А тут Вы. Молодой мужчина, с горящими глазами. Представляю, каково было выдержать Ваш напор коллегам.

- Это стереотип. Сейчас в библиотеках есть и мужчины, и очень много молодёжи. К примеру, в Анапе есть заместитель директора по информационным технологиям Сергей Александрович Баландин, гениальный человек в технике. И ещё несколько мужчин-коллег.

При этом наш директор Галина Михайловна Павлова - человек уникальный. Она видит в людях возможности. Хорошо помню, что после нашего знакомства и первой беседы сразу определила меня в методотдел. Возможно, увидела потенциал. Ведь методисты - это идейный центр библиотечной системы. Через него протекают все творческие процессы. Методисты должны вдохновлять людей на работу. Так что в Анапе мне повезло с самого начала: попал в передовой отдел ЦБС. Сейчас я исполняю обязанности заведующего городской библиотекой-филиалом № 2, где тоже огромные возможности для инновационной деятельности.

- Какие цели Вы ставили перед собой уже как дипломированный специалист?

- Мои цели с тех пор, как работаю в библиотечной отрасли, не поменялись. Свой дипломный проект я писал на тему «Организационные, технологические, содержательные особенности работы общедоступных библиотек с молодежной аудиторией». И важной частью его было создание и продвижение привлекательного имиджа библиотеки.

В процессе проведения социологических исследований мне удалось выявить, что читатели не желают менять библиотеку. Скорее у них отсутствует интерес ее посещать. И такая подсознательная реакция вполне может быть вызвана дизайнерским, атмосферным несоответствием пользователя и библиотеки. То есть, мир меняется, меняются и люди. Поэтому и библиотеке необходимо адаптироваться под условия времени.  Подумать, как внедриться в этот контекст, и быть там уместной, нужной.

Нельзя оставаться на месте, быть таким, как раньше. Ведь даже моё поколение тридцатилетних порой косо смотрит на библиотеку: «А что там делать?». Не говоря уж о более молодых. Хотя могу с уверенностью сказать, стоит только переступить порог храма книг – и библиотекари помогут подобрать занятие по душе. Чтением книг дело не ограничивается. В библиотеках есть и клубы по интересам, и возможности для волонтерской деятельности, и игровые зоны, и просто интересное проведение досуга. Мнение, что библиотека скучное место – еще один стереотип.

Как сломать этот стереотип? Привлекать внимание. Есть, к примеру, термин «айс-стоппер» (eyes-stopper) – ловушка для глаз. Она призвана обратить внимание, приковать взгляд, вызвать интерес читателя необычным объектом. Ее активно применяют частные организации. Пришла пора перехватить инициативу.

- Для того, чтобы попасть в «ловушку для глаз», в библиотеку нужно сначала прийти. А зачем, если в доме есть Интернет?

- Вы знаете, в Интернете далеко не всё правда. Настоящая, проверенная, фундаментальная информация находится в серьёзной литературе. И не редко – в литературе советской. Кроме того, библиотека – это еще и центр живого общения, которое никак не заменить общением в Интернете.

Наш «Библиотекус» и другие проекты как раз и нацелены на это: сделать библиотеку местом, где можно хорошо и с пользой провести время. Есть такая концепция американского социолога Рэя Ольденбурга «Хорошее третье место». Если коротко, то первое место, где мы бываем чаще всего – это дом, второе – работа. И по теории Ольденбурга необходимым человеку является третье место. Оно самое интересное, потому что там он встречается с друзьями, думает, общается, что-то узнаёт. В третьем месте человеку спокойно и комфортно. И в последние несколько лет концепция «Библиотека третье место» находит всё более широкое воплощение. К этому и мы в Анапе движемся.

Предпосылками для создания «библиотеки третьего места» в Анапе можно назвать проекты Вячеслава Петровича Балагура. Он работал заведующим сектором по работе с молодёжью в Центральной библиотеке. И организовал для молодых читателей клубы по интересам: театральную студию «Облака», литературно-художественный дискуссионный молодёжный клуб «Каракули», клуб любителей настольных игр «Лабиринт». Это была уникальная структура, целое театральное сообщество, которое активно посещала анапская молодежь. К сожалению, я не успел с ним плотно поработать. После его смерти театральная студия «Облака» стала называться «Балагуры».

Поэтому я убеждён, что не надо менять библиотеку, надо менять её имидж. Изменить информационный образ, к которому привыкло общество, на другой – современный и позитивный.

Точно знаю, что библиотеки готовы к переходу на новый уровень. К изменениям, шагу вперед. Но к осмысленному, разумному шагу, который не приведет к потере идентификации. Ведь у нас есть миссия. А книги, которые всегда были центром нашего существования, им и должны остаться.

- Что бы Вы сказали тем молодым людям, которые всё ещё смотрят на библиотеку как на скучное место? Чем бы завлекли, заинтересовали?

- Во-первых, что их неправильно настроили по отношению к книгам. Чтение всегда показывало уровень развития. И если кто-то думает, что умным быть не модно, то пусть посмотрит на успешных людей. Невозможно стать президентом, не прочитав огромное количество книг, не научившись перерабатывать огромные пласты информации.

Второе. В последнее время люди забывают, что чтение – это спортзал для мозга. А если вы не читаете, а просматриваете картинки в социальных сетях, то это не развивает ваш мозг. Вы используете только графическое восприятие, которое расслабляет, в какой-то степени зомбирует. А чтение книг – это текстовое восприятие, когда надо перекодировать текстовый знак в образ. Таким образом вам решать, кем вы хотите быть: зомби или человеком, который сам управляет своей жизнью.

Третье. Современные подростки в большинстве своем читают через силу. Оттого они умеют читать только поверхностно, не умеют погружаться, значит не могут и драйва от чтения получить. И мимо них проходит такой огромный пласт бесплатного, легкодоступного удовольствия. Причем, полезного. Ведь, читая, мы развиваем свой ум, свою фантазию. А фантазия – это возможность работать в творческих профессиях и создавать уникальные проекты, например, в технике. Кстати, обучению чтению с погружением тоже планируется посвятить проект, который будет в будущем реализован.

И наконец, сейчас все завели инстаграмы, хотят выделиться, показать свою личность. Но без багажа в виде книг ничего собственного не создашь. И это опять возвращает нас к библиотеке. Чтобы стать особенным, неповторимым, нужно читать. Причём, читать много. Только вот в обилии книг в магазинах легко потеряться, повестись на пустую книгу с яркой обложкой. А в библиотеке читателя направляют именно к нужным книгам, которые увлекут и помогут понять важные вещи. Так что приходите в библиотеки Анапы, и мы поможем вам открыть для себя целый мир.

Войти

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Купить билет