Имя в культуре Анапы

Мария Свиридова: «Я живу, пока мне мечтается, и пишу, когда хочется петь»

Потомственная сибирячка и казачка, самая известная Снегурочка Анапы, летописец Городского театра, вокалистка ансамблей «Зарница» и «Родонея». В рубрике «Имя в культуре Анапы» Мария Свиридова рассказывает о любви к песням, проходящей сквозь всю жизнь, творческих идеях в народном фольклоре и образе артиста глазами фотографа.

Мария Олеговна Свиридова родилась 1 апреля 1979 года на Кубани в Тихорецке.

Вскоре семья переехала в Тамань. Там Мария окончила общеобразовательную школу и музыкальную школу по классу фортепиано.

В 2000 году окончила Анапский сельскохозяйственный техникум по специальности «техник-коммерсант».

В 2013 году окончила Краснодарский государственный институт культуры по специальности «менеджер социально-культурной деятельности».

С 1997 года работает в Городском театре Анапы.

Мария - мама двоих сыновей.

- Мария Олеговна, бытует мнение, что в культуре надолго остаются работать люди, которые несут в себе «гены искусства», будь то музыка, танец или театр. Ваш путь укладывается в эту гипотезу?

- С таким мнением я полностью согласна. Большинство моих родственников до третьего колена так или иначе были связаны с творчеством, с культурой. Пожалуй, главным человеком искусства в моей семье был дедушка, папин отец Виктор Данилович Куртуков, который «прожил» на сцене до 81 года. Он родом из Кемеровской области. Там всю жизнь проработал дирижёром духового оркестра, был и директором Дома культуры, и начальником управления культуры. Состоял в Союз композиторов тогда ещё СССР, был поэтом и просто фанатом своей работы.

В семье деда было 9 сыновей, большая часть из них посвятила себя творчеству. Два бабушкиных родных брата танцевали в Государственном ансамбле песни и пляски Кемеровской области. Сам папа с юности работал в вокально-инструментальном ансамбле. А папина мама - Валентина Макаровна - была археологом, а с 1977 года переехали в Тамань, бухгалтером-экономистом. Бабушка жива до сих пор, ей 87 лет, держит всех нас в ежовых рукавицах. У неё характер и сибирячки, и казачки: стальной. Правда, и мне часто говорят, что на неё похожа.

- Человек, родившийся 1 апреля, наверное, должен быть больше склонен к шуткам?

- А вот даже и не знаю… Когда я родилась, был выходной день. Папа – Олег Викторович Куртуков - работал: играл на танцах. Ночью примчался в роддом поздравлять. Родители ждали мальчика, даже имя приготовили – Руслан. А родилась я. В ту же ночь папа где-то увидел написанное на стенах роддома имя Маша. И тогда, ночью, родители решили, что назовут меня Марией.

Очень много мудрости и терпения передала мне мама – Надежда Дмитриевна. Она окончила медицинское училище и почти 30 лет проработала в ясельной группе в детском саду Тамани. Мама для меня – олицетворение спокойствия и справедливости. И я с детства любила прибегать к ней на работу, помогала делать самые разные методические пособия, придумывать игры для детей.

- А как пришли в музыку?

- В первом классе школы нас отбирали в музыкальную школу, во мне увидели задатки. Наверное, не ошиблись, потому что впоследствии на фортепиано я училась на одни пятёрки. Занималась вопреки всему: дома уроки не давала делать младшая сестра, ей не нравилось, что я играю. Поэтому бегала заниматься к папе в клуб, он тогда был руководителем целых трёх вокально-инструментальных ансамблей – взрослого коллектива «Тамань», детского «Весёлые ребята» и крымско-татарского «Достлар». Так получилось, что во всех трёх я солировала. Папа проработал в Доме культуры до самой смерти. Многие до сих пор его вспоминают с особым теплом. Он был похож на Александра Градского: с глубоким голосом и длинными волосами. Благодаря папиному характеру, открытости, радушию, у нас всегда был полон дом гостей, звучала музыка. И народная, казачья, и современная. С папой и его друзьями я ездила на все гастроли, выступала на каждом концерте.

- А поступили в медицинский?

- Когда пришло время поступать в колледж или вуз, папа занял жёсткую позицию. Сказал: «Про культуру забудь, хватит культработников в доме. Найди себе приличную профессию». Ослушаться не посмела. Но в Новороссийск, в медучилище не поступила и осталась работать в Тамани на машинно-счётной станции. Работа была сложная, очень ответственная, но и зарплата высокая, особенно для молодой девушки. И, конечно, продолжала петь в папиных ВИА.

Через год решила снова поступать, на этот раз в Анапу. Приехала подавать документы на заочное отделение и поняла, что хочу тут жить. Это было какое-то предчувствие, неодолимое влечение. Приехав домой, не могла справиться с волнением, так хотела в Анапу, хотя понимала, что лишусь и высокооплачиваемой работы, и гастролей с папиными ансамблями. И меня приняли на очное отделение.

В Анапе началась сложная, но совершенно удивительная жизнь: судьбоносные события наступали одно за другим. Заместитель директора техникума по внеклассной работе Антонида Васильевна Подоляк узнала, что я пою, взяла в программу посвящения в студенты, которая проходила на сцене театра. Вместе с ней пришли в Городской театр, чтобы записать фонограмму к модной тогда песне МГК «Горели свечи». В зале репетировала инструментальная группа. Сидим ждём окончания репетиции, и Антонида Васильевна вдруг спокойно, по-матерински: «Маша, посмотри на молодого человека с гитарой. Неженат, хорош, талантлив». Никаких мыслей о замужестве у меня и в помине не было, но кто ж знал, что спустя пять лет мы с Андреем Свиридовым поженимся…

- А в тот день?

- Я спела «Горели свечи», ансамбль мне подыграл. И сразу же предложили стать у них солисткой. Они, наверное, и не представляли, что после отъезда из Тамани мне отчаянно не хватало песен, выступлений, гастролей. И ещё одно судьбоносное совпадение: руководитель коллектива Дмитрий Белокрылов, как оказалось, несколько лет назад работал вместе с папой. И помнил меня – маленькую, а повзрослевшую не узнал.

И события закрутились с новой силой. В техникуме пошли навстречу, разрешили свободное посещение. В Городском театре предложили работать секретарём, потом администратором. В те же годы поработала пару сезонов с Михаилом Галустяном администратором команды КВН «Утомлённые солнцем».

Параллельно развивались отношения с Андреем. Он тогда играл в рок-группе «Другая Луна», глубоко был в музыке. Андрей познакомил меня с искусством рока, джаза и практически каждый день, проведённый рядом с ним, приносил множество открытий. Сейчас Андрей Свиридов– один из самых профессиональных и востребованных звукорежиссёров Краснодарского края. Организаторы концертов и шоу его хорошо знают и просят, чтобы на всех ответственных мероприятиях работал именно он.

А ещё Гортеатр оказался большой семьёй. Свадьбу в 2002 году мы сыграли там же, собрался весь коллектив, на сцене организовали фуршет. В этот же день все вместе уехали в Тамань и продолжили там. У меня и дети, можно сказать, в Гортеатре родились. Когда на свет появился старший, шла планёрка, тут же громко объявили, посыпались поздравления.

Культура Анапы – это большая добрая семья. У нас и кумовья все в культуре работают. Сын Саша много лет занимался в коллективе «Солнышко», пел и танцевал. Правда, профессионально в культуру идти не хочет, пока тянется к военному делу. Младший сын Роман впервые на сцене появился, когда ему было 2 месяца. Мы с ним участвовали в конкурсе оформления колясок 1 июня. Наш транспорт был оформлен в казачьем стиле, и мы заняли 2 место. Награждение проходило на большой сцене на театральной площади. Сейчас младший Свиридов занимается в театре миниатюр «Овация». Антонида Васильевна и Сергей Сергеевич Подоляк стали мне вторыми родителями. То давнее предчувствие не обмануло, Анапа оказалась очень счастливым городом для меня.

- Не скучали по родителям?

- Конечно, были минуты, когда одолевала грусть, тянуло домой. В своё время мама меня очень опекала, многое за меня делала. А тут приходилось выживать самой. Чтобы не просить у родителей деньги, устроилась работать уборщицей в типографию, которая находилась на территории техникума и общежития. В первое время совмещала работу и учебу, пока не устроилась в театр. В какой-то день бродила по городу, и такая тоска накатила по дому, по той беззаботной жизни, что была в детстве, в юности. И в голове сами собой начали появляться строчки. Почти не спала, за три дня написала около 20 стихотворений. О маме, о детстве, о любви, о жизни.

Я хочу в своей Книге Жизни

По-другому собрать страницы.

Чёрно-белые просто сжечь,

А цветные хочу сберечь.

Строки Детства размножить хочется

И собрать их в большие тома.

А во взрослую жизнь добавить

Больше нежности, света, тепла.

Я добавлю картинок ярких,

Всё, что в будущем видеть хочу…

Очень жаль, что в реальной жизни

Сделать этого я не могу.

Говорят, три желанья сбываются,

Надо очень лишь захотеть.

Я живу, пока мне мечтается,

И пишу, когда хочется петь…

- Какие пронзительные строки… А на сцене Вы задорная хохотушка.

- Я не очень эмоциональный снаружи человек. Эмоции накапливаются внутри. Пока обдумываю их, подвожу итоги дня, успокаиваюсь. Видимо, так эмоции в стихи и выливаются. А на сцене я «в образе». выкладываюсь, не могу не прожить, прежде чем спеть. Тем более, казачьи песни очень жизненные и душевные.

В 2000-м году меня пригласили петь в ансамбль казачьей песни «Зарница». Иван Иванович Иванов создал ансамбль народных инструментов, а через год к нему добавился вокальный ансамбль. Тогда собрались Юрий Цыганок, я, Вячеслав и Светлана Соколенко. Так появилась «Зарница». Руководил нами заслуженный работник культуры России, сибиряк Анатолий Михайлович Буренков. После его ухода из жизни нас «подхватила» молодая и очень профессиональная Кристина Халецкая, она вывела «Зарницу» на более современный уровень, добавила хореографию, занятия по вокалу. Сейчас у нас трёхчасовые репетиции 4 раза в неделю, и результат заметен. Готовимся к юбилею: в следующем году «Зарница» отметит 20-летие.

- А как создалась «Родонея»?

- В какой-то момент собрались с девочками и решили расширить репертуар. Захотелось пошкодить, похулиганить. Создали коллектив себе в удовольствие, чтобы донести народную культуру до молодёжи. Кристина Халецкая стала руководителем, я взяла на себя роль идейного вдохновителя, в какой-то степени даже режиссёра. Но костюмы, образы обсуждаем все вместе. И настолько «спелись», что точно знаю, что это ещё одна моя настоящая семья. Нынче коллективу уже 5 лет.

Интересно родилось и название. Кристина родилась на Урале. Предложила назвать группу как-нибудь красиво, как называются самоцветы. Почитали, нашли камень Родонит. Он считается полудрагоценным, камнем творческих людей. А поскольку ансамбль женский, то переделали его в «Родонею». И сразу новые ассоциации посыпались: и имя девушки, и род, и продолжение жизни. Придумали целую легенду, которую рассказываем зрителям: «Жила на свете девушка Родонея. Земным людям она приносила счастье и достаток. Когда она появлялась, в селеньях собирали богатый урожай, больные выздоравливали. Родонея стала нашим талисманом. Поэтому, пока мы поём, всё окружающее вокруг расцветает, а люди исцеляются». Что интересно, на зрителей эта добрая легенда производит впечатление. Многие говорят, что слушают нас, и мурашки по коже, значит, какие-то процессы и правда происходят. А нам в радость. Если у людей настроение поднимается, значит, мы всё делаем правильно.

Тем более, поём русские фольклорные и современные песни, некоторые переделываем в шуточные, как, например, «Не в лабутенах», а ещё исполняем кавер-версии известных российских песен. Публика в восторге. А мы понимаем, что если в таком русле песни подавать, то люди по-другому на нас смотрят. Начинают ценить народные песни, вспоминать любимые песни родителей. Ведь в конечном итоге наша задача – развивая культуру, сохранить настоящее народное творчество. К тому же от довольного зрителя и энергию получаем, заряжаемся. Удивительно, но даже если был тяжёлый день, энергия приходит моментально, стоит надеть сценический костюм.

- Получается, что династию рода в культуре Вы всё же продолжили?

- Могу сказать только одно: огромное счастье иметь работу, которая приносит удовольствие. Многие спрашивают: сложно ли работать в культуре? Говорю, что главное – желание. Ведь поступить в колледж или вуз в области искусства не так уж сложно. Но работать в культуре остаются лишь те, кем движет страсть, неумолимое желание, жажда сцены и любовь к зрителю.

- Много лет Вы работали Снегурочкой в новогоднюю ночь в Анапе, поёте народные песни, занимаетесь продвижением коллектива. Что ещё в жизни хотелось бы реализовать?

- Иногда чувствую, что не хватает научного багажа. Причём, именно знаний о человеке. Поэтому где-то в мечтах – учёба на филолога или психолога. В ближайших планах – серьёзная практика в фотоискусстве. И тут мне опять повезло: директор Городского театра Татьяна Павловна Залесская, после декретного отпуска предложила должность, где в мои обязанности входит фото мероприятий и статьи о них, а также сбор портфолио коллективов. И хотя раньше я фотоаппаратом не интересовалась, но, попробовав, поняла, что мне это безумно нравится.

Мне кажется, что я чувствую людей на сцене. И каждый раз хочется уловить мгновение, запечатлеть эмоцию и показать это всему миру. Взяв в руки фотоаппарат, вижу каждого исполнителя и знаю, что хорошее фото передаёт его настоящую артистическую натуру, характер, искру актёра. Поймать её – великая удача и для фотографа, и для самого артиста.

Любовь переполняет Душу мне!

Ах как же хочется мне Ею поделиться!

И если бы от этого все становились бы добрей,

Я отдала бы все, до самой маленькой крупицы.

Берите! Люди! Мне не жалко…

Посейте в Душах у себя Любовь!

Взрастите это чувство, улыбайтесь!

И обретет цветные краски мир наш вновь!

Елена Остапенко: «Главное для артиста: любить зрителя!»

Педагог, хормейстер одного из лучших вокальных коллективов Краснодарского края, руководитель Образцового художественного ансамбля эстрадной песни «Акварель» и вокального ансамбля «Мятный бриз». В рубрике «Имя в культуре Анапы» Елена Остапенко рассказывает о профессиональной системе достижения целей в вокальном исполнительстве, о любви к вокальному искусству, о посвящении себя зрителю.

Елена Владимировна Остапенко родилась 18 января 1971 в Красноярске.

В 1990 году с отличием окончила Красноярское училище искусств по специальности «хормейстер, учитель музыки и преподаватель сольфеджио». Именно тогда решила связать свою жизнь с песней во всех её аспектах. Работала хормейстером в ведущих коллективах Красноярска, где была активной участницей городских и краевых конкурсов и фестивалей.

В 2002 году с отличием окончила Красноярскую Академию музыки и театра, преподавала в Детской музыкальной школе и Красноярском училище искусств.

В 2006 году вместе с семьёй переехала в Анапу – «самую яркую гавань России».

В 2007 году в Детской школе искусств № 1 города-курорта Анапы состоялся первый набор талантливых детей на отделение вокального искусства класса Елены Остапенко. Год спустя в Анапе зазвучали «первые ноты» вокального ансамбля эстрадной песни «Акварель» на базе Дома культуры «Молодёжный».

Вокальный ансамбль эстрадной песни «Акварель» успешно защитил и подтвердил звание «образцовый». Ещё одно детище Елены Остапенко –вокальный ансамбль «Мятный бриз», в составе которого выпускники ансамбля «Акварель», самые яркие, самые преданные искусству вокального исполнительства. Оба коллектива пользуются заслуженной славой у анапчан: ни одно крупное городское мероприятие не обходится без их голосов. Высокий уровень мастерства исполнителей подтверждают многочисленные дипломы званий лауреата Всероссийских, Международных конкурсов и фестивалей. В «звездной» копилке «Акварели» и «Мятного бриза» - более десятка Гран-при крупнейших фестивалей и конкурсов страны и мира.

- «Мятный бриз» в очередной раз стал абсолютным номинантом Гран-при на Международном многожанровом конкурсе «КИТ». Жюри не скрывали своего восторга.

- «Мятный бриз» - не только моё детище. В 2010 году моя дочь, Марина Остапенко, как молодой начинающий хормейстер, предложила привлечь подрастающее поколение к вокальному искусству, а наставниками стали бы выпускники ансамбля «Акварель». Родилось название «Мятный бриз», которое очень понравилось всем участникам. Коллектив был уникален тем, что тогда двадцатилетняя Марина сама пела с воспитанниками.

- Да и название такое… сладко-романтичное!

- О, да! Здесь и морские нотки, и романтика, и мечты. Часто название - это успех, стимул для всех его участников. В июле 2019 года, когда «Мятный бриз» получил свой заслуженный Гран-при на Международном конкурсе «Сотворение», председатель жюри признался, что у нас не только исполнение было «вкусным», но и само название.

- Как легко Вы рассказываете: «тут Гран-при, там Гран-при». Не каждому коллективу удается покорить эту вершину…

- Это наш общий результат. Работа воспитанников, преподавателей и, конечно же, родителей наших талантливых «звёздочек». Меня всегда учили, что «вокальная школа» прежде всего… Нужно дать азы каждому, кто начинает вокальную деятельность. Дети в коллектив приходят совершенно разные, потому и я, и Марина Витальевна ставим для себя цель: работать на результат. Но обратите внимание: все вокалистки «Мятного бриза» окончили музыкальную школу. Планку они подняли очень высоко, поэтому сейчас для всех групп коллективов хотим ввести если не сольфеджио, то обязательно нотную грамоту. Потому что без знания основ нотного письма многоголосье достойно не исполнишь.

- Расскажите подробнее о той системе, которая помогает подготовить вокалистов такого уровня.

- Могу сказать сразу, что работать по какой- то одной системе с детьми не получится, им нужен «букет» различных подходов и приёмов, и это приходит во время самой работы. В Красноярске я получила профессиональное образование хормейстера, где нам давали методики лучших мировых школ. Мы назубок знали метод Золтана Кодая, занимались по принципам Георгия Струве. Хоровые школы были едины в главном: строгие и чёткие занятия позволяют выявить природный певческий голос и довести его до хорошего уровня даже у тех детей, родители которых считают, что у них «нет голоса». Детский голос наше поколение вокальных педагогов изучало долго и углублённо. И я согласна с мнением, что только индивидуальный подход к каждому исполнителю приносит результат.

Принцип обучения строится от простого к сложному. У каждого уровень разный, но цель педагога - выявить потенциальные способности и развить их в правильном направлении. Именно поэтому кто-то получает результат быстро и выходит на сцену солистом, а кому-то комфортно работать в составе ансамбля. Задача каждого педагога - воспитать грамотного исполнителя, развить мелодический и гармонический слух и, главное, - хороший музыкальный вкус. Такой практике я обязана своим педагогам, и очень благодарна им за это. Сейчас часто вспоминаю их слова как напутствие: «Всё, что ты поёшь, должно приносить зрителю любовь и радость!»

В моей жизни был интересный творческий опыт. Тогда я была начинающим хормейстером в Красноярске. Так получилось, что музыкальная школа, в которую я пришла работать педагогом по вокалу, находилась по соседству с детским домом. Воспитанники его были полны огромного желания петь с большой буквы. Но самое главное - они хотели учиться. Долго не размышляя, принялась за работу. Урок за уроком, занятие за занятием, давала им «Тоника соль-фа», в полной мере использовала систему Струве. А когда, спустя время, мы выступали на городском конкурсе в Красноярске, педагоги подходили и спрашивали, серьёзный ли был отбор в коллектив. Настолько тонко были настроены голоса ребят. Да, они не пели сложные партитуры, но качество вокального звука было великолепно. В итоге из детей-сирот получился один из лучших хоров города Красноярска. Я проработала с ними десять лет, выпустила в мир, и знаю, что для многих занятия музыкой стали определяющими в жизни.

- В «Акварели», как и в «Мятном бризе» тоже используете классическую методику преподавания? Ведь не все ребята учатся в музыкальной школе?

- Конечно. Почти 30 лет наблюдаю результативность этой методики на практике: у всех моих воспитанников налаживается координация слуха и голоса по принципу: «слышу-воспроизвожу», а малыши-акварельки уже через год с начала занятий чисто интонируют и удерживают тональность при пении. Я уже не говорю о базовых вещах, когда у учеников улучшается музыкальная память, развивается мышление и чувство ритма, закрепляется мелодический и гармонический слух. К тому же, мы не ограничиваемся только пением.  Помимо теории, нотной грамоты, где мы распеваемся, поём гаммы, каноны, выполняем упражнения, читаем с листа, обязателен урок хореографии, который ведёт талантливый репетитор- хореограф, танцор международного класса Алексей Грищенко. Самым сложным, но и в тоже время самым любимым для детей является занятие с микрофонами на сцене концертного зала.

- Что ещё, помимо классической методики, считаете важным для становления артиста?

- Чрезвычайно важна триада преподаватель – родитель – ученик. Очень приветствую, когда родители не просто «записали» ребёнка в студию, но и поддерживают соблюдение правил и требований даже вне занятий. Родители – это, наверное, самый главный педагог для ребёнка, а когда мы работаем в тандеме, ребёнку намного легче воспринимать информацию. Учу и родителей помогать своим детям, поддерживать их даже если что-то не получается, идти с ними их дорогой и всегда прислушиваться, так как психология артиста – «это сложнейший механизм успеха!». Когда ребята становятся постарше и поют в больших сводных концертах, они понимают, что участие в общегородских мероприятиях – это не только слава, но ещё и терпение, и ответственность. Иногда репетиции на Театральной площади занимают по нескольку часов. Но если ты артист, то должен стоять и не жаловаться. Так рождаются звёзды и получаются разноплановые номера.

- В этом году у вас просто звездопад…

- Вы знаете, и я и наши воспитанники тоже считаем этот год достаточно продуктивным. Наверно потому, что сбылась общая мечта: создать сольный концерт в сопровождении живого оркестра. Репертуар «Мятного бриза» был практически готов. А встреча с руководителем народного инструментального ансамбля «Диксиленд Джаз-Бэнд» Виктором Ильиным, с предложением посотрудничать, раскрыла новые горизонты. Мы начали работать. Каждую совместную репетицию желаний появлялось всё больше, рождались композиции, ребята открывали себя с самых разных сторон. И вот в марте 2019 года наша премьера при полном аншлаге состоялась на главной сцене города-курорта Анапа – в Городском театре. Имена юных исполнителей Софьи Бейман, Алины Родичевой, Ангелины Щербаковой, Стефании Мазуркевич, Анны Кошляковой, Лики Дальяновой, Екатерины Седых, Александра Расстригина звучали на сцене по-особому. Зал действительно получил массу положительных эмоций и, главное, любовь каждого артиста на сцене. В каждом из них я увидела саму себя, и это не маловажно для учителя…

Мы с нашими воспитанниками очень дорожим совместными проектами. Неоднократно создавались номера, в состав которых входили самые яркие и профессиональные коллективы города-курорта Анапа. Не только вокальные, но и хореографические. Так на свет появились незабываемые вокально-хореографические композиции «Мир без войны», «Широка страна моя родная», «Тополя» (а капелла) в исполнении ансамбля «Мятный бриз», «Флаг моего государства» и многие другие.

- Участникам «Акварели» есть на кого равняться!

- Безусловно. Сегодня «Акварель» - это уже яркий и звёздный состав. Эти ребята уже с 5 лет на главных сценах города. Для «Акварели» «Мятный бриз» - это большой пример, как надо трудиться и уверенно идти к цели, а мы, педагоги, будем во всём им помогать и вести по верному пути.

Конечно, очень хочется, чтобы именно твои выпускники работали с тобой дальше, но пришло время, и они устраивают жизнь, решают, чем будут заниматься в будущем. Горжусь тем, что некоторые мои ученики связали свою судьбу именно с песней и с искусством в целом. В этом году Софья Бейман стала студенткой Московской театральной школы им. Олега Табакова, Александр Расстригин поступает в Новороссийский музыкальный колледж им. Д. Шостаковича, Стефания Мазуркевич - в Сочинский колледж искусств на вокальное отделение. И это мы считаем большим успехом!

- Говорят, на сцене заметили три поколения семьи Остапенко…

- А как без этого? Выхожу петь сама, с 7 лет в ансамбле «Акварель» пел мой сын Георгий. Он – моя опора в жизни - окончил с отличием музыкальную школу, поёт моя дочь — единая по духу, хормейстер ансамблей «Акварель» и «Мятный бриз» Марина Наумова. А в 2018 году на сцене засияла наша самая юная звездочка - четырёхлетняя внучка Юстина Наумова, она показала себя певицей с большим будущим. Уже сейчас, выступая в составе ансамбля, она лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, поёт и сольно.

- Получается, Вы основатель целой династии музыкантов?

- Скорее, продолжатель. Мой отец был профессиональным музыкантом в Красноярске. Играл на многих музыкальных инструментах, а я, глядя на него, училась игре на ксилофоне, потом играла в педагогическом оркестре народных инструментов. Думаю, за такую преданную любовь к искусству я обязана именно своей семье - они привили мне особый вкус к музыке. До сих пор часами сижу над репертуаром, ведь каждую мелодию нужно пережить, примерить, увидеть.

Мне всегда говорили, что искусство ансамбля – это не просто попасть в ноты. Это то состояние, которое приходит «сверху». Можно взять песню и повторить её по нотам, но сути песни так не достичь. А ведь каждая хорошая песня – это целая жизнь. И мои воспитанники на сцене проживают её по-особому.

- О чём мечтаете в творческом плане?

- Хочу наряду с обычной группой, куда мы берём всех желающих петь, создать группу сильных малышей, вести их по профессиональному пути, разглядеть их потенциал и одарённость. Хотя всем группам без исключения мы даём музыкальные прописи, развиваем слух с помощью дыхательных, игровых занятий, ставим голос. Люблю «лепить» из самых маленьких - ярких вокалистов.

Второе, чего хочу себе пожелать, - понимающих родителей. Важно, чтобы они доверяли нам, любили то, чем занимаются дети. Иногда мне кажется, что внимательный родитель – это половина успеха.

Но главная моя мечта – поставить мюзикл. Да, это одно из самых сложных направлений в нашей работе, но есть цель, будем к ней идти и стремиться быть лучшими. Уверена, что многие коллеги, с кем работаю -  вокалисты, танцоры, театралы - поддержат нас с этой идеей.

Огромное спасибо управлению культуры муниципального образования город-курорт Анапа - этой слаженной и дружной команде - за доверие, трепетное отношение и большое внимание к нашему творчеству. Любовь к искусству невозможно передать словами, это состояние души. И это живёт в артисте всегда. А главное для артиста на сцене это безусловная любовь к зрителю.

Основные успехи ансамблей «Мятный бриз» и "Акварель":

- Премия ARTIS-2017 год г. Санкт-Петербург; Звание «Лучший вокальный ансамбль сезона 2016-2017»;

 - Премия в области культуры и искусства г. Москва;

- Золото на XVII Всероссийских молодежных Дельфийских играх г.Владивосток 2018 г. Совместную работу, получившую высшую награду, представила талантливая солистка нашего ансамбля Бейман Софья. Она признана «Лучшей певицей сезона 2016-2017» в г. Санкт -Петербург, является финалисткой телепроекта и всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» 2018г.;

- Ежегодные премии одаренным детям в области культуры главы муниципального образования город-курорт Анапа.

Воспитанники коллектива, а также их руководители, в рамках Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей, принимают участие в мастер-классах и обучающих семинарах ведущих специалистов в области вокального искусства в городах Анапа, Краснодар, Новороссийск, Сочи, Ялта, Санкт- Петербург, Калининград, Москва.

Карен Саканян: «На моих репетициях можно баловаться»

Режиссёр театрализованных представлений и праздников города-курорта Анапа, артист оригинального жанра, иллюзионист, актер, лауреат международных и всероссийских фестивалей и конкурсов, участник церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, руководитель народного театра миниатюр «Овация». Всё это – Карен Саканян.

Молодой режиссёр рассказал о новых подходах к постановке массовых мероприятий и увлекательной работе по раскрытию таланта каждого, пришедшего в театральный мир.

Карен Овикович Саканян родился в 1990 году в Кировакане (ныне – Ванадзор) в Армении.

С начала 2000-х годов вместе с семьёй живёт в Анапе.

По окончании школы поступил в Краснодарский государственный институт культуры, на экспериментальный курс режиссуры театральных представлений и праздников. Курс вёл доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой режиссуры КГИК, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия, заслуженный деятель искусств Кубани Олег Иванович Марков.

В 2014 году после окончания с отличием КГИКа Карен Саканян вернулся работать в Анапу режиссёром массовых представлений Городского театра.

В 2017 году окончил МПГУ по специальности «государственное и муниципальное управление».

С 2016 года - руководитель народного театра миниатюр «Овация» города-курорта Анапа.

- Карен, в числе десяти специалистов в области культуры Анапы в этом году Вы прошли обучение в рамках федерального проекта «Творческие люди» нацпроекта «Культура». Что почерпнули для себя?

- Интересно, что программу обучения, которая проходила на базе КГИК, вёл ученик моего же учителя, старший преподаватель кафедры театрального искусства Алексей Николаевич Дегтярёв. То есть мы с ним воспитанники одной школы. Оттого интереснее было восстановить в памяти и заново приложить к своей нынешней деятельности те каноны, ту систему, которую давал нам Олег Иванович Марков. Ведь этот курс – «Технология создания массовых праздников и шоу-программ» – это его научная школа.

До Маркова у нас была одна методика постановки для театра, другая – по спектаклям. А именно по массовым постановкам такой структуры не было, каждый режиссер интуитивно работал над сценарием. Марков вывел технологию создания театрализованных представлений и массовых праздников с научной точки зрения. Он разбил мероприятия на блоки, эпизоды и единицы сценической информации. Вывел несколько понятий, которые стали ключевыми. Отдельное внимание уделил теме. К примеру, «9 мая» – это не тема. Это праздник. А тема театрализованного представления может звучать так: «О любви, прошедшей испытания войной». По такой схеме легко создать хороший сценарий. Он получается цельным, единым, всё действо направлено на общую мысль.

- Вы уже опробовали это на практике?

- В деле это удаётся не всегда. Но мы с коллегами идём к этому от мероприятия к мероприятию. Сам я «по Маркову» ставил свой дипломный проект, можно сказать, впервые обкатал технологию. Это было представление как раз к 9 мая. И в этом году я ставил представление к Дню Победы на Театральной площади именно по данной технологии. Конечно, на практике появляется множество деталей, мы подстраиваемся и корректируем.

- Такая технология применима ко всем театрализованным представлениям?

- Практически. Но в нашей работе есть ряд факторов, начиная с заказчика и заканчивая зрителями, аудиторией. Так что к массовым представлениям один подход, а более локальные праздники зависят от аудитории. Для молодёжи используем более современный язык, старшему поколению необходима ностальгия. В нашей профессии знать аудиторию – один из важнейших залогов успеха.

- Курс, на котором Вы учились у Олега Маркова, назывался экспериментальным. Каково это – исследовать и нащупывать себя в профессии?

- Студенческие годы – время незабываемое. Нас учили, что режиссёр должен уметь всё. Это «всё» мы и изучали. Хореография, вокал, движение, сценическая речь, актёрское мастерство, написание сценариев, художественные виды искусства. Мы создавали шоу-номера, пародии, иллюзионы, научные шоу. Со мной на курсе учился юный, но уже профессиональный пародист, я – иллюзионист, был хореограф, все очень разные. Естественно, много практиковали. Ездили по станицам, проводили Дни города по всему краю, открывали выставки. Запомнился крупный проект в Крымске – «Сопка героев» 9 мая 2013 года. Делали его всем курсом. Привлекли 500 военных, сделали большую реконструкцию, театрализацию, у нас летали самолёты, мы развернули огромные Георгиевские ленты.

В выпускной год на олимпиаде в Сочи все мы были актёрами массовых сцен. Я участвовал в двух эпизодах: «Рыбы-звезды», где мы раскрывали кольцо, и играл Мастера в блоке «Литература».

- С таким выдающимся творческим багажом не остались в Краснодаре, а вернулись в Анапу?

- Были предложения и в Краснодаре. Но дипломный проект я делал в Анапе и вернулся в родной город. Сначала работал режиссером массовых представлений, режиссером концертного отдела Городского театра. А когда руководитель театра «Сказка» уехала в Санкт-Петербург, возглавить коллектив в 2016 году предложили мне.

Изменил название, теперь мы – «Театр миниатюр «Овация». Поменял структуру, дополнил концепцию, объединил коллектив. Уже через год мы защитили звание «народный». Сейчас в «Овации» 40 артистов, три возрастных группы: младшая - от 6 лет, средняя - от 13 до 16 лет и старшая от 16 до бесконечности. Нас сразу заметили. Сейчас участвуем во всех масштабных мероприятиях города, стали лауреатами многих фестивалей.

- Как подбираете репертуар?

- Стараемся разнообразить, чтобы ребятам было интереснее. Работаем в классическом жанре: поставили любимый многими поколениями «Вперед, котёнок!» Андрея Зинчука. Показывали его на городском фестивале Театрфест. А в этом году замахнулись на пародию. Эстрадные пародийные номера объединили общей сюжетной линией в «Эстрадный винегрет». У нас пели «Виагра» с Валерием Меладзе. Изменили в песнях текст, добавили шуток. И зрители, и актёры были очень довольны.

- Получается, освоили и вокал?

- Да, теперь мы ещё поющие и танцующие. Когда я пришёл руководить театром, принял к нам хореографа и педагогов по вокалу.

- Кто приходит в Вашу труппу? Строгий ли отбор? Важен ли ярко выраженный талант?

- Поступают малыши, которые хотят научиться выступать на сцене. В старшую группу люди приходят творчески отдохнуть и самовыразиться. Беру практически всех. Ведь у каждого ребенка есть индивидуальность. С одной стороны, с талантом проще. Показал, как надо, сделал номер, получил умиление, что от него ещё требовать? Но тогда развитие артиста останавливается. Поэтому мы берём любых детей и развиваем все способности, которые есть. Создаем благоприятную атмосферу, чтобы не дрались, не ругались, чтобы раскрепостились. Ведь сейчас в школах очень агрессивная среда. Дети приходят закрытые, замкнутые. Конечно, и от воспитания родителей многое зависит, но и я стараюсь сделать так, чтобы таланты не подрались.

- Для этого тоже есть собственная методика?

- Прилагаю усилия, чтобы детям не было тяжело, занятия были бы в радость, чтобы ребенок не зажимался, раскрылся. Тогда эмоции появляются автоматически. Знаете, у меня на занятиях можно баловаться, пробовать себя во всём. Моя задача как педагога – найти такую грань, чтобы создать одновременно и свободную среду, где артисты себя хорошо чувствуют, и требовательную, чтобы каждый понимал свою ответственность за общее дело.

Причём, стараюсь, чтобы они накапливали разный опыт. Сейчас, к примеру, мы работаем с «Блокнотом Анапы», снимаем каждую неделю погоду. И каждый ребенок читает прогноз в определённом образе. Камеры уже не боятся. Ставим каждому голос, речь, потихоньку раскрепощаем. Так что и сцены уже не боятся.

Правда, с пластикой сложнее. Нынешние дети мало уделяют времени спорту, видимо, много задают уроков. Поэтому тела своего не чувствуют, даже с элементарными приседаниями не всегда справляются. Но мы и над этим работаем. Рассказываю о мышцах, о том, что их нужно согревать перед выступлением, регулярно растягивать. Так постепенно все комплексы детей и исчезают.

Пока тяжелее всего со средней группой, где подростки. В этом возрасте им важно, как социум смотрит на них. Эмоциями делятся уже тяжело, с оглядкой: «А что обо мне подумают?». Для подростков обязательно проводим актёрские тренинги, убираем зажимы. Тут мне опять же здорово помогает моя студенческая школа краснодарского института культуры.

- Подбираете ли под явный талант репертуар?

- Бывает. Есть у нас мальчишка Егор Егоров. Яркий, эмоциональный, под него создаёшь совершенно определённые вещи. Без этого никак, ведь надо и чувствовать человека, и направлять его. Если у ребёнка явно выражен типаж, характерность, то и давать надо что-то абсолютно органичное. Тогда зритель сразу видит, что это не заученный текст, и сам юный артист понимает, о чём рассказывает, живёт этим. Искусственно хорошего материала не получить, сразу видно, что человек не проживает, а играет.

- Сами выходите на сцену, подаёте артистический пример?

- Выхожу и сам. Но только если не работаю в тот момент режиссёром, потому что это противоречит правилам. Режиссёр должен видеть, что происходит на площадке, и быстро принимать решения. Если кто-то опаздывает, например, то режиссёр должен знать, как исправить ситуацию. А когда участвуешь в представлении, то должен думать только о своей роли. Ведь систему видят те, кто со стороны. Изнутри не видно. И переключаться тяжело. Вот, когда ставит Иван Иванович Иванов, выхожу в разных амплуа. И пою, и танцую, и играю. К примеру, нынче на открытии курортного сезона в Анапе-2019 «работал» женихом. Но, зная, сколько деталей нужно объять режиссёру массовых постановок, даже если работаю актёром, всегда на подхвате, вплоть до технического оснащения, помощи с микрофонами.

- Приоткройте Вашу режиссёрскую копилку…

- Большой праздник к 9 мая 2019 года в Анапе, различные массовые мероприятия в Краснодаре. Отчетные концерты коллективов, Дни города в районах Краснодарского края. В Анапе на День города принимаю участие в каждом мероприятии, где-то придумываю сцены, работаю и как режиссёр. Пятый год ставлю Зимний студенческий бал в Анапе и как режиссёр, и как хореограф. В этом году он проходил в роскошном банкетном зале «Версаль». За пять репетиций собрали грандиозное действо с лучшими студентами города. Работа тяжёлая, но результат того стоит.

- В какой роли - актёра или режиссёра - Вам комфортнее?

- Режиссёра. И иллюзиониста! Это у меня семейное. Отец – Овик Саканян – известный в России и Армении иллюзионист. Он стал вторым иллюзионистом в мире после Дэвида Копперфильда, который показал публике прохождение сквозь стену. Отец у меня, можно сказать, легендарный человек. Он врач, работал психотерапевтом. Много времени уделял психологии и гипнозу. Выходил на сцену с парапсихологическими этюдами, гипнотизировал зрителей, устраивал шоу. Архивы сохранили запись, где зрители хохотали, когда их родственники под гипнозом вдруг начинали играть на скрипке или петь на итальянском языке.

Свои способности отец передал и нам с сестрой Анитой. Сейчас у нас семейный театр, втроём гастролируем с шоу иллюзий и фокусов. Работаем под псевдонимом Тейлор.

Но отец ещё много времени уделяет оздоровлению людей. Когда случилось землетрясение в Армении, многих эвакуировали в Сочи. И он, как врач, занимался восстановлением и реабилитацией пострадавших от стихии, работал психологом, помогал людям справиться со стрессом. И до сих пор помогает людям, хотя у него было много возможностей стать суперзвездой. Правда, своё дело не бросил, продолжает творить чудеса: улыбка ребёнка, который посмотрит фокус, значит для него гораздо больше, чем аплодисменты огромного зала.

- Значит, Вы в какой-то степени реализуете папину мечту – творите волшебство на сцене?

- То, что папа был волшебником, я знал всегда. К тому же, большинство его трюков уникальные, авторские. Многие профессиональные иллюзионисты, зная все секреты, не могут понять, как он вытворяет такое на сцене, что противоречит всем законам физики и химии.

А от мамы Каринэ в наследство я получил педагогические способности, хотя изначально оба родителя видели меня врачом. Но я был ближе к творчеству, туда и потянуло.

- Задам вопрос о творческих планах…

- Развитие! Развитие во всех направлениях: от театрализованных представлений до киноработ. Хочу увеличить численность групп. И, конечно, буду смотреть на тех, кто придёт. Вообще своим театром живу круглые сутки, можно сказать, женат на своей профессии. Сейчас работа занимает всё свободное время. Дома готовлюсь, ищу музыкальный и литературный материал. Даже в отпуске думаю о работе, планирую что буду делать. Сильно о планах распространяться не люблю, пусть это будет секретом. Вот когда получится, расскажу, как это получилось!

Войти

Вход на сайт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня
Купить билет